воскресенье, 8 апреля 2012 г.

А начинается Россия в Ростове



  Начищенный до хвастливого блеска самовар, который сладострастно урчит при каждом прикосновении, водочка в хрустальной стопочке, Волга- матушка, красавица, обрамленная темной, строгой линией леса, и, конечно же, множество церквей и монастырей с изящными линиями золотых крестов, устремленных в нежно-голубое ситцевое небо… Все это — Золотое Кольцо России, самый известный туристический бренд наших ближайших соседей. Сядьте в поезд Киев—Москва, и уже в Подмосковье начнется для вас все это праздничное разнообразие — пряники и самовары, набивные платки и расшитые бисером валенки, а еще — отеческий, суровый и любящий перезвон колоколов. А потом, в Москве, садитесь на туристический автобус или теплоход, и — вперед, по Золотому Кольцу России.
  Житие возле «Синь-камня»
  В этом городе Петр I строил свой первый флот и мечтал о море, вглядываясь в ласковую и таинственную голубизну Плещеева озера. Озеро это совсем непростое — место древнего языческого культа. По его берегам  жили меряне — из финно-угорского племени «меря», которые нашли однажды огромный валун, весом в 10 тонн, поднявшийся из озерных недр, и нарекли его «Синь-камнем». Меряне поклонялись «Синь-камню» и свято верили, что одно прикосновение к его мягкой, темно-сизой мшистой  поверхности  исполнит  любое заветное  желание  и  исцелит от любой болезни. Славяне, пришедшие на берега Плещеева озера, украшали камень цветами и лентами, водили вокруг него хороводы.
  Смотрела я на Плещеево озеро с высоких  крепостных валов  Успенско-Горицкого монастыря, одного из старейших в Переславле, потом умылась солоноватой озерной водой и поспешила дальше, под скороговорку нашего экскурсовода, который ни на минуту не оставлял нас, а просил  осматривать новые чудеса. Экскурсовод торжественно заявил,  что Переславль-Залесский был основан в 1152 г. Юрием Долгоруким, а  в  белокаменном Преображенском соборе, расположенном на центральной, Красной, площади города, похоронены сын и внук Александра Невского. Пока мы дошли до собора, велеречивый гид успел рассказать о каждой из семи жен Ивана Грозного, сопровождая ключевые эпизоды этого рассказа следующими  фразами: «Взял царь-батюшка новую жену. Пожил с ней немного. Надоела ему жена. Что же делать? Отравил. Погоревал. Взял другую…
  Преображенский собор напомнил мне восстановленный Херсонесский храм. В нем так же высвистывал ветер, а привезенный из Херсонеса-Корсуни греческий мрамор был подобен морской пене — сияющей, белоснежной, радостной. В однокупольном Преображенском соборе редко проводятся службы, но его зеленый, как первая трава, купол с тонкой, солнечной линией креста и поныне является духовным центром Переславля-Залесского.
  Рядом с Преображенским собором расположена  церковь  Петра  Митрополита (1584 г.) — образец древнерусского шатрового зодчества, а всего в городе было шесть монастырей, пять из которых сохранилось и поныне. Древнейший из них — Никитский действующий  мужской  монастырь, основанный в XII в. В монастыре этом подвизался Никита-Столпник, бывший сборщик податей, известный своей лютостью, который, подобно  апостолу Матфею, раскаялся, бросил деньги на дорогу и постучал в монастырские ворота, умоляя о пристанище. Игумен три дня не пускал Никиту в Божью обитель, чтобы убедиться в  искренности его покаяния. И все эти три дня Никита терпеливо дожидался решения игумена, понимая, что назад, в мирскую жизнь, дороги нет. Бывший сборщик податей стал известен как целитель, а в 1186 г. был убит разбойниками и похоронен в монастыре, названном его именем…
  Озеро «любимцев богов»
  В Ростовском Кремле, кстати, снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». По ростовским кремлевским валам бегали стрельцы с бердышами, выкрикивая: «Живьем брать демонов!». Кремлевские стены поражают своим величием и суровым средневековым  духом,  пропитавшим каждый камень. Эти камни могли бы рассказать многое: о том, что Великими на Руси называли только два города — северную столицу Новгород и Ростов, раскинувшийся на берегах илистого озера Неро.
  По легенде, на  дне озера погребены огромные богатства финских волхвов, «кудесников» и «любимцев богов», скрывших от истории свои обряды и тайны. Кто только не пытался искать на дне озера сокровища волхвов, а какие только подводные экспедиции для этого снаряжались! Но, кроме черной жидкой грязи, на дне озера так ничего и не удалось найти. Эта черная жидкая грязь — сапропель — оказалась ценнейшим удобрением, дававшим до 40 % прибавки к урожаю. Вот так сокровища волхвов  превратились в антибиотик и стимулятор роста.


счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий