В статье затрат каждого автомибилиста должна быть графа, в которой предусмотрены средства на зимние покрышки.
В Австрии, Чехии и Бельгии автовладельцы обязаны сменить шины на зимние уже с 1 ноября, а для украинского автомобиля зима начинается тогда, когда температура воздуха достигнет ниже +7°С. И если для европейцев переобувать машины - норма закона, то для наших соотечественников это лишь рекомендация. Однако человек, который заботится о безопасности, а также стремится продлить «жизнь» своей машины, должен обязательно ее переобуть. Поэтому расскажем об основных моментах выбора зимних покрышек: на что нужно обращать внимание при покупке, где менять, и можно ли сэкономить на таком товаре.
Чем отличаются
Зачем тратить немалые деньги на зимние шины? Дело в том, что летняя резина в экстренных ситуациях, которыми богаты зимние дороги, может подвести владельца авто. «Под действием низких температур летняя резина дубеет, что плохо влияет на тормозной путь. Эти шины на снегу и льду не могут конкурировать с зимними. По дороге, покрытой льдом, на автомобиле с летними шинами нужно ехать крайне медленно. Если возникнет снос передних колес, то остановить авто могут только занос или кювет. Скорость на летней резине на трассе, занесенной снегом, будет в два раза меньше, а маневры придется осуществлять очень плавно, потому что машину трудно удержать на дороге», - рассказывает владелец мастерской шиномонтажа Григорий Горовой. Как показывают исследования - на летних покрышках по льду тормозной путь при скорости 25 км/ч на 10 м больше, чем на зимних не шипованных. На повседневных скоростях эта разница достигает не одного десятка метров. На обледенелой дороге с летними шинами на передней оси просто нереально вписаться ни в один поворот. Скорость прохождения поворотов - всего 5-7 км/час.
Смотри на дату и проверяй индексы
Как и любой другой товар, покрышки имеют срок годности, поэтому на них ставят дату изготовления. Дело в том, что при длительном хранении, особенно неправильном, резина теряет свои свойства - снижается ее эластичность, соответственно ухудшаются сцепные характеристики. Поэтому если вам предлагают шины, изготовленные год назад, - ничего страшного, но если это изделия трех-четырех летней давности, то по своим свойствам они могут серьезно уступать «свежим» шинам той же модели. Определить дату изготовления довольно просто. Она показывается на покрышке четырьмя цифрами. Пример: 3706, расшифровывается как 37-я неделя 2006 года.
Производитель указывает на шине и индекс нагрузки. Это показатель максимально удельного веса автомобиля, который может приходиться на одно колесо. Чем выше индекс нагрузки - тем толще каркас покрышки и меньше ее упругость, поэтому слишком большой «запас прочности» сделает езду на автомобиле менее комфортной и ускорит износ подвески. Оптимальный индекс нагрузки - 30-35% полной массы автомобиля.
По бокам каждой легковой шины нанесены буквы от H до Z, которым соответствует определенное значение максимально допустимой скорости, так называемый индекс скорости. Чем он выше, тем быстрее может ехать автомобиль на таких шинах, не теряя сцепления с дорогой, и, как правило, тем они дороже, но быстрее изнашиваются. По соотношению скорость/износ одними из оптимальных можно считать покрышки с индексом скорости "S" (180 км/ч).
Для города или села
Зимние шины условно разделяют на две группы: среднеевропейского типа и арктические, которые еще называют скандинавскими. Отличие между ними - твердость материала. Так арктические покрышки мягче (от 50 до 55 единиц твердости по Шору - этот параметр выбит на протекторе). Специалисты рекомендуют шины первого типа жителям мегаполисов, где дороги убирают и посыпают солью. А вот если нужно часто ездить между большим городом и пригородом, то лучше выбрать арктические. За счет своей мягкости они хорошо цепляются за лед и снег.
Обратите внимание на рисунок протектора: на качественной зимней шине должно быть множество прямоугольных шашечек, мелких полосок (ламелей), за счет которых она лучше держится на дороге, словно цепляясь ламелями за малейшие неровности. Имеет значение и глубина покрышки. Хотя некоторые специалисты и советуют покупать широкие шины, но водители с многолетним опытом берут узкие и высокие. Ведь по законам физики, такая шина сильнее давит на поверхность дороги, поэтому управляемость, тормозной путь и характеристики разгона у нее намного лучше. Также в связи с плохими дорогами выбирайте крышку с максимально глубоким протектором для повышения клиренса.
Потребителю могут предложить и всесезонные шины (с отметкой All Seasons). Покупать их можно, но только в том случае, если автомобиль не будет ездить в сильные морозы. Ведь по своим характеристикам - это обычная летняя резина, предназначенная для продажи в странах, где низкая зимняя температура достигает -5°С. Как показывают многочисленные зарубежные тесты, слякоть такие колеса спокойно выдерживают, а вот уже во время снегопада и гололеда их эффективность резко уменьшается.
Правила качественного шиномонтажа
Не качественная работа мастеров шиномонтажа, даже при наличии дорогих покрышек, может иметь тяжелые последствия - начиная от уменьшения срока службы подвески автомобиля и заканчивая неуправляемым поведением авто в экстремальных ситуациях. Поэтому меняйте летние шины в начале ноября, когда нет очередей и спешки со стороны шиномонтажника, потому что уже в декабре записываться на прием к специалисту придется за 2-3 дня. Не меняйте там, где купили, хотя это очень удобно. Работник той фирмы, которая продала шины, может закрыть глаза на их недостатки.
Лучше обращаться к одному мастеру - зная автомобиль, колеса и условия их эксплуатации, ему проще качественно выполнять свою работу, и ответственность специалиста существенно повысится, потому что в случае проблем претензии будут только к нему.
Обратите внимание на оборудование и инструменты в мастерской. Все должно быть чистым и опрятным. Балансировочный станок надежно закреплен: иначе его данные - просто цифры с потолка. Не стесняйтесь спросить у мастера, когда в последний раз манометры и станок балансировки проходили проверку. Владельцы хороших шиномонтажных делают это регулярно. Помните, что в хороших мастерских не балансируют грязные колеса, не запрещают клиенту убедиться в результатах балансировки, не отпускают клиента, не проверив давление во всех колесах, а также обязательно проверяют баллонным ключом протяжку всех колес - даже если они закручивались гайковертом.
Дорогие или дешевые?
Большинство ответит - кому как по карману. С точки зрения безопасности на дорогах с интенсивным транспортным потоком - ответ верен. Тем более, что покупать зимнюю автообувь нужно не каждый год. Можно и сэкономить деньги на хорошую резину. «Бюджетные автомобили не так безопасны, как дорогие, оснащенные всевозможными средствами пассивной и активной безопасности. Поэтому для частичной компенсации недостаточной защиты дешевые авто желательно одевать в дорогие шины с улучшенными характеристиками. Хотя за один комплект и придется заплатить больше на 200-300 грн, но в экстремальных ситуациях они оправдают потраченные средства. Тормозной путь на льду при скорости 50 км/ч на дешевых шинах может быть длиннее на 6-8 м, на снегу при скорости 80 км/ч - на 5-6 м. В плотных городских транспортных потоках этого вполне достаточно, чтобы «догнать» тормозящую впереди машину», - делится опытом водитель с двадцатилетним стажем Владимир Кучерук.
Абсолютно все мировые концерны, производящие шины, выпускают и дешевые, и средние по цене, и дорогие модели. Впрочем, разница между ними колоссальная, даже при идентичном сходстве рисунка протектора. Секрет кроется в резинотехническом составе. Автомобильную покрышку изготавливают из нескольких десятков компонентов. Самая дорогая составляющая - каучук. Поэтому в дешевых шинах стараются использовать его по минимуму. На ощупь такие покрышки будто дубовые, пластмассовые, а очень дешевые (в основном китайские и турецкие бренды) имеют резкий химический запах. Интересно, что при низком уровне качества цена на китайско-турецкий товар достаточно высокая - за одно колесо 14-го радиуса просят почти 500 грн. Отметим, что за шины нормального качества, которые производят по европейским и японским лицензиям на заводах Польши, Румынии, Чехии, Украины и России, берут на 100-200 грн больше, а судя по многочисленным тестам, качество их выше в разы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий