Среди туристов совершенно необычного города Дубровника в Хорватии и мы. Наша гидша Алла, когда мы заходим через монолитно-тяжеловесный проход, который называется воротами, вместо предисловия, цитирует нам слова известного хорватского писателя Юре Каштелане: «Дубровник не просто произведение искусства, он сам свой творец уже на протяжении многих веков. Подвержен влияниям, но не меняется. Повернут лицом к ветрам, но всегда надежный и непоколебимый». Нашей поводырше, видимо, показалось недостаточно одного абзаца этого автора. Она с чувством и расстановкой произносит его второй монолог: «Если бы на свете было несколько таких городов, как Дубровник, лишь один из них можно было бы считать настоящим: это первозданный, подлинный, единственный, созданный из камня и солнечных лучей. Открытая под звездным небом ладонь, протянутая миру».
Был пролив, стал проспект
Но не случайно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но мы не только увидели, но и услышали. Алла профессионально поставленным голосом обращает наше внимание на главную улицу, которая тут называется Страдун. Когда-то очень-очень давно здесь проходил пролив между островком и сушей, и уже тогда его засыпали, и как раз на этом месте появился своего рода проспект. Он даже очень широкий, учитывая скромные размеры крепостного города. По ширине примерно такой же, как в Киеве, скажем, улица Лысенко или Ярославов Вал, только без тротуаров. Идеально ровная плоскость каменных плит, ювелирно подогнанная одна к другой. И хотя тут, как уже упоминал, валит постоянно толпа, ни одной щербинки, не то что трещины, нигде не заметил. И вокруг нигде не увидел ни одного даже самого малого авто, не говоря уже о грузовиках. А между тем здесь вокруг и везде сотни мелких магазинов и лавочек, сотни кафе и кафешек, десятки отелей и множество городских служб. Но нигде не нашел даже надписи — транспорт парковать нельзя. Видимо, и так всем понятно. И это правило, как понимаю, соблюдают не только сами жители, но и начальники всех рангов. Думается, у города есть большая ночная жизнь, когда все завозится и все увозится. Вот только плохо представляю, как выдерживают обитатели города транспортные шумы в такое время. А может все доставляется в такой город на тихих тележках? Но это только мои предположения, так как не догадался спросить об этом у местного люда.
Так вот мы неспешно двигались по главной магистрали Дубровника. И рядом с нами и впереди, и сзади маячили такие же туристские группы и определить их провожатого можно было только по высоко поднятому над головой флажку. Наша Алла при входе показала на так называемый Большой фонтан Онофрио, по имени архитектора, создавшего его. Он так называется, а на самом деле представляет собой оригинальное архитектурное сооружение в виде огромного с лепниной овала, из которого со всех сторон может появляться вода. Думается, что сегодня это скорее памятник, чем действующий водопровод. А потом увидел церковь и услышал от Аллы ее название, потом монастырь и его имя, и еще один, и еще… Поэтому не стану их перечислять, как не буду называть площади, которые тут именуются полянами. Нет смысла рассказывать и о частного характера дворцах, они длинной чередой идут от одного квартала к другому, каждый не похожий на другой, все со своими зодческими особенностями, любой — яркий представитель позднего Средневековья. Понятно, что все строения являются образцами высокого архитектурно-художественного искусства и каждое имеет свою особенную и неповторимую историю.
Даже от красоты можно устать. Поэтому под конец двухчасовой экскурсии голова уже перестала воспринимать информацию, которую с таким пылом и жаром подавала неутомимая Алла. Мы просто не выдержали ее потока и незаметно свернули на боковую площадь, где прямо под открытым небом расположилось гостеприимное кафе. Я бы назвал его скорее бистро, потому что любые заказанные блюда тут подавались с молниеносной быстротой. Официанты не ходили, а буквально летали, каждый раз постоянно преодолевая десяток ступеней при входе в главный корпус, где находилась кухня. И хотя все делалось в некоем ускоренном темпе (ибо постоянно подходили новые группы людей), блюда, на удивление, были свежими, вкусными и достаточно большими. Так что после такого приятного обеда мы с хорошим настроением двинулись самостоятельно изучать этот город. А это гораздо увлекательней, ибо слушаешь не перечень дат, не уйму замысловатых названий незнакомых тебе объектов, а, двигаясь не торопясь, ощущаешь и ритм древнего государства-города, и мягкую теплоту его розоватых стен, и нежную выпуклость каждой скульптурной группы, словом, все, что тебя интересует, бросается в глаза, поражает.
«Соблазнительный» город
Я понимал, чтобы создать такой удивительный венец красоты и великолепия, город должен быть в свое время необычно богатым, необычно талантливым и предприимчивым. И вся его история подтверждает это. Но в то же время, когда имеются целые сокровища, огромные состояния, невероятные ценности, появляется большой соблазн захватить это, любыми путями попасть в такой город-государство и полностью опустошить, ограбить его. И таких попыток в течение многих веков делалось, ой, сколько. Кто только не посягал на это золотое место, кто только не мечтал добраться до его финансовых и сказочно-драгоценных материальных ценностей. И прежде всего турки-османы, которые много столетий были практическими хозяевами Балканского полуострова и большинства стран, которые находились там. И жители Дубровника прекрасно понимали, что при серьезном столкновении им не помогут даже их сверхмощные стены и суперкрепкие бастионы. И они решили действовать не прямым, а более хитрым, более тонким дипломатическим путем — предложить платить османам огромную дань — 12,5 тыс. золотых дукатов в год. Это — только официально. А еще так, когда прибывали «в гости» знатные янычары, того никто не считал. Словом, откупались. При их доходах только прибыль от добычи высококачественной соли окупала издержки. А ведь это был у города далеко не главный заработок. А основной им приносила заморская торговля. Особенно в XIV, XV и XVI в.в., их можно определить как пик расцвета республики. В то время у нее было более двухсот собственных крупных парусников, по тем временам огромная флотилия, которая плавала буквально по всем морям-океанам. Было время, когда с Дубровником не могло соперничать даже такое мощное государство, как Венеция, хотя формально дубровничане находились под патронатом этой республики.
Мы снова прошли тот же путь, но уже в обратном направлении. А начался он на этот раз у Восточных ворот с площади под названием Лужа. Пусть не поймут, что тут когда-то находилось болото и всегда стояла вода, и потому так назвали данное место. Думаю, скорее всего оно происходит от славянского слова «луг», «лужайка». И если моя версия правильна, то этот самый луг существовал в очень древние времена. Ибо в центре его уже более 500 лет назад находится Орландова колонна, которую высек из камня местный мастер, а впритык к ней на постаменте всегда на своем посту средневековый рыцарь с мечом и щитом, в честь которого названа площадь. Тут есть еще одна очень важная деталь, не имеющая никакого отношения к воинским подвигам этого героя. Дело в том, что длина локтя его правой руки была официально принята за единицу измерения, и на всем Средиземноморье была известна как «дубровницкий локоть». А еще эта колонна используется для водружения особого флага, когда летом проходит фестиваль детских игр. И уже более 60 лет, когда начинается это торжество, весь Дубровник превращается в один большой театр. Хотя театральных зрелищ, маскарадов и даже танцев мы не увидели, но атмосферу праздника, какого-то легкого веселья и беззаботности остро ощущали все время. Удивительно — в этом городе постоянно находится такое огромное количество людей, и своих, и приезжих, но нигде ни разу не заметили ни одного полицейского.
Статуя из… позолоченного серебра
Ну, ладно, это, так сказать, попутное замечание. На этой же площади Лужа напротив Орландовой колонны находится вся в роскошном архитектурном «одеянии» из лепнины церковь. Мы не устояли перед ее барочной пышностью и заглянули внутрь. И правильно сделали, ибо этот храм не обычный, а главный и носит имя защитника города Святого Влаха. Не трудно было догадаться, что и интерьер этого культового объекта будет очень красивым и богатым. Но нас привлекли не столько сами дорогие украшения, а в полный рост статуя этого святого. В правой руке он держит жезл как символ божественной силы, а в левой — макет города, как он выглядел в XV в., когда был изготовлен своим соотечественником.
Мы вступили с местным священником в беседу. И нам повезло — он знал русский язык и поведал судьбу этого памятника, который, как оказалось, был отлит не из простого металла, а из позолоченного серебра. Узнали мы и про грандиозный пожар, который полностью уничтожил храм. А вот статуя полностью уцелела, и этот факт местные люди посчитали настоящим чудом. Кстати, священник рассказал нам, что Святой Влах был не только защитником, но и покровителем города. В его честь была построена не одна церковь, поставлен не один памятник, его изображение находилось на государственном флаге и печати, а лик украшал чеканные монеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий