понедельник, 18 февраля 2013 г.

Загадка солнечной пары (Часть 4)


  Племянник Нефертити и одновременно муж ее дочери Анхесенпаатон Тутанхатон, позже по велению жрецов ставший Тутанхамоном, объявляется новым фараоном. Пока будет жив Тутанхамон, бунтарская тень от Эхнатона и Нефертити будет тревожить ум и души египтян.

  Развод по-древнеегипетски
  Эхнатон вдруг покидает свою новую столицу и возвращается в Фивы. Причем сам, без царицы. Что это — разочарование своим богом, разрыв с Нефертити, влияние матери, которая предостерегает его от каких-то опасностей? А может, все это сошлось, завязалось в один тугой узел, который так запутан, что развязать его просто так нельзя — нужно рубить. И фараон рубит. На 14-м году своего правления он разводится с Нефертити. Услужливые придворные подыскивают ему новую жену, юную девочку. Целый год он показывает всем, как он доволен и  счастлив с нею. Более того, он совершает то, что не посмел ни один фараон до этого, если по каким-либо причинам менял жену: требует уничтожить в стране все портреты, все подписи, посвященные Нефертити. Видимо, причина развода с ней была крайне болезненна для него, и поступал он так в большом гневе, от полного бессилия.
  И никакой новой любви не было, так, одна блажь, вернее, огромное желание доказать, что он  может легко обойтись без Нефертити. А, оказывается, не может. Ведь через год Эхнатон буквально выгоняет свою новую жену. Но она то ли привязалась к нему, то ли имеет какие-то свои расчеты, но не хочет покидать его и так донимает, что он просит своего слугу высечь ее. Видимо, только теперь Эхнатон понимает, что Нефертити ему не может заменить ни одна женщина, что она — единственная его судьба, и он пытается помириться с ней, восстановив бывший союз. Но бесполезно. Она не может простить ему предательства и личной измены. Поэтому не   собирается возвращаться ни к нему, ни в Фивы, а продолжает оставаться в новой столице в своем дворце, воспитывая своего племянника Тутанхатона. Несмотря на то, что она «бывшая» и как бы находится в опале, авторитет ее в глазах египтян остается высокий и отношение к ней, как и раньше, глубоко-почтительное.
  А фараон внешне по-прежнему кажется самым великим, самым сильным, самым выдающимся. За его здоровье и благополучие, как всегда, молятся все жрецы страны. Но нет, видимо, у него ни  здоровья, ни благополучия, ибо при окружении огромной свитой он остается душевно сломленным и одиноким. Не случайно Эхнатон нарушает срок единоправленца т досрочно назначает в соправители сводного брата Сменхкара, а потом женит его на своей дочери, а другую, Анхесенпаатон, берет себе в жены. Но колесо судьбы катится уже как бы по инерции, не меняя своего решения. И Эхнатону ничего не остается, как уйти в мир иной, что он и делает.

  Очередь…на тот свет
  Понятно, что после этого должен вступить на престол соправитель, то есть молодой Сменхкар, но пока, как говорится, не до этого. В стране траур, готовятся к похоронам Эхнатона, в то время это была довольно сложная и продолжительная ритуальная процедура, занимающая не один месяц. А что делает в это время Нефертити? На весь Египет объявляет о новом фараоне Тутанхатоне, своем племяннике и женит его на своей дочке Анхесенпаатон, которая, как уже знаем, была женой Эхнатона, а потом стала вдовой. Думается, что у Нефертити было много сторонников, и она занимала достаточно высокое место среди египетских элит, ибо, как ни странно, никто не протестует, значит, нет серьезной «оппозиции», и при полном согласии всех совершается пышный обряд восхождения на трон. А Сменхкар так и остается соправителем. Но вскоре он неожиданно умирает, и Тутанхатон, еще мальчик, оказывается единственным властителем, а его регентом становится его тетка.
  Надо отметить, что тут начинается какая-то странная полоса ухода на тот свет из семьи фараонов. Умер Эхнатон, за ним — его сводный брат Сменхкар, вскоре и сама Нефертити. Ее племяннику Тутанхатону жрецы предлагают уехать в Фивы, то есть в их главную обитель, меняя в его имени только одну букву, и он уже называется не Тутанхатоном, а Тутанхамоном. Юный фараон соглашается, не перечит и принимает все условия, и по логике вещей десятилетняя эпоха, которая повернула весь поток жизни Египта в новом направлении, должна была закончиться.
  Но, оказывается, богам требовалась еще одна жертва, причем никто иной, а сам 18-летний избранник на трон. Ведь он родом оттуда, из новой столицы. Не только родственник, но и воспитанник Нефертити, которая не отреклась от Атона и которая своему любимому Эхнатону не простила предательства, а значит, воспитала в своем духе и понимании молодого владыку. Значит, он только в силу обстоятельств меняет свою позицию, а в душе сохраняет веру в солнечное божество не символическом виде, а конкретно в форме диска и лучей. Это не свой и, хотя сегодня не опасный по молодости и краткости правления, но завтра, возмужав, может снова вернуться к «ереси» и опять повернуть вечный порядок в Египте, который установили они, жрецы, к авантюрно-дерзким переменам и духовной «смуте». Ведь они прекрасно помнили, до чего дошло при Эхнатоне, при этом великом отступнике, когда он, принимая иностранных послов или заключая договора с иноземными державами, клялся духом солнца и любовью к своей жене… Такого никогда не было не видано, не слыхано. Поэтому, пока будет жив Тутанхамон, бунтарская тень от Эхнатона и Нефертити будет тревожить ум и души египтян. И вместо многоточия была поставлена твердая точка: в возрасте 17 лет фараон неожиданно умирает.
  И кто, вы думаете, становится очередным? События теперь развивались по банальному сценарию. Молодую дочь Эхнатона Анхесенпаатон выдали в третий раз замуж — теперь за  старого-престарого жреца. А после этого он и был объявлен фараоном. Таким образом жизнь в Египте пошла по своей старой, веками освоенной и протоптанной стезе. Должен сказать, что Анхесенпаатон пыталась сама решить свою долю, словно чувствуя что ей уготовано, — написала письмо хеттскому царю, в котором сообщала, что готова выйти замуж за любого из его сыновей. Но, увы, тот не решился на подобный шаг, и тогда она поняла, что ее преследует неумолимый рок, от которого ей нет спасения.

  Забытый город
  Правда, тут не хватает еще эпилога, в том смысле, а каковой оказалась дальнейшая «биография» нового и такого прекрасного города, который создал Эхнатон. А никакой. Он быстро опустел, ибо его сразу покинули знатные и богатые жители, а бедным без них было просто нечего делать, и они тоже оставили его. Представляете, среди оазиса зелени и бирюзы озер стоят дворцы и храмы, коттеджи и поместья, памятники и стелы, площади и парки, а вокруг — ни души. Но своей смертью эта столица не состарилась, и уничтожило ее  не время, не пески и жгучее африканское солнце, а люди! Однажды туда на судах прибыли сразу десятки тысяч простолюдинов с топорами, лопатами, кирками и ломами. Даже с машинами наподобие катапульт. У них была одна задача — квартал за кварталом ломать постройки и прежде всего счищать с камня и кирпича портреты Эхнатона и Нефертити, уничтожать стелы, посвященные им, причем так, чтобы не осталось и следа об их существовании и памяти об их деяниях.
  Точно не известно, кто из фаранов послал туда эту многочисленную рать уничтожителей. Но не ошибусь, если скажу, что при всем при том вдохновителями этого массового «расстрела» новой столицы были жрецы, которым не давала покоя даже мысль, что кто-то посмел посягнуть на их вечное право руководить фараонами. И они добились своего. О солнечной паре и о прекрасном древнем городе забыли, словно ничего подобного и не было в  истории цивилизаций на земле, и никто до середины XIX в. не имел понятия об Эхнатоне и Нефертити и о том, что невероятного они свершили в своей неспокойной жизни. Но, видимо, в самом деле оказывается, что ничего нет такого тайного и забытого, чтобы не стало явным и воскрешенным, как это случилось с солнечной парой. Однако это уже другая история и новая тема.

  Вместо эпилога
  Я не затронул бы эту тему, если бы не сегодняшние события в Египте. Там дело дошло до того, что была попытка уничтожить известные на весь мир бесценные экспонаты Каирского музея египтологии. Когда грабят магазины или банки, когда жгут автомобили или здания во время социальных катаклизмов, этот вандализм можно, если не понять, то как-то объяснить. Но когда проникают в культурологические центры, как это случилось недавно в столице  Египта, и начинают налево и направо рушить невосполнимые исторические сокровища, приходишь к выводу, что варварство — не дань древним временам, оно и теперь рядом, скорее всего, находится в одной системе современной цивилизации. Но успокаивает только то, что в людях заложены тоже, как неотъемлемое свойство природы, оптимизм и вера в то, что все-таки добро побеждает зло. И этому всегда будут благоприятствовать печальные уроки древней и новой истории, в том числе и тот египетский период, когда солнечная пара по-своему взялась за изменение жизни в стране. Поэтому она твердо вошла в хронологический ряд выдающихся личностей, хотя тайна этих поступков все еще остается неразгаданной загадкой.
                                                                                                                                                      Конец

Проедыдущие:
Часть 1
Часть 2
Часть 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий