В античные времена в этих местах поселились иллирийцы. Они были поражены красотой окружающих гор, которые спустя столетия люди назовут Альпами, и живописностью прихотливо извивающейся меж холмов реки, которая впоследствии будет наречена Зальцах. А сами первожители здешних мест считали горы обителью Бога Небесного.
Дорогой длинною...
До Зальцбурга по железной дороге мне нужно добираться региональными поездами около 7 ч: это более 450 км. Билет на одного пассажира в одну сторону стоит почти 60 евро. Но мы, группа туристов-«дикарей», непосед-единомышленников, воспользовавшись одной из «заморочек» Немецких железных дорог, в субботу рано утром первым поездом выехали в Зальцбург по групповому «билету выходного дня». По этому билету группа до пяти человек всего за 42 евро (на всех), т.е. по 8,4 монеты (на каждого), может разъезжать в выходной день хоть по всей стране с полуночи до 3 ч утра следующих суток — на протяжении 27 ч. До Зальцбурга мы добирались с пересадками в трёх интересных городах. Первый из трёх упомянутых — городок Плохинген — раскинулся по берегам реки Неккар — притоки Рейна. Город имеет крупную железнодорожную станцию и судоходную пристань на Неккаре. В Плохингене немало привлекательных старинных фахверковых домов, но замечателен он даже не этим. Здесь есть здание, вернее, целый комплекс их, спроектированный одним из самых удивительных и «прикольных» архитекторов ХХ в. — австрийцем Фриденсрайхом Хундертвассером. Золотистые шары на крыше «дома Хундертвассера» хорошо просматриваются из окон поездов, следующих через Плохинген.
Второй город — Ульм (стоит сразу на нескольких реках) — родина нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна, памятник которому сооружён возле вокзала. Есть в городе и музей Эйнштейна. Кроме того, в Ульме находится знаменитый, самый высокий в мире собор (161 м) и одно из немногих в городе зданий, уцелевших в годы войны от бомбардировок союзников. В Ульме нам предстояло час ждать мюнхенского поезда, и я по-быстрому провёл своих спутников по знакомым мне живописным древним улочкам «малой Венеции» — удивительного, как бы плавающего в речных струях, Рыбацкого квартала — к элегантной набережной Дуная. Пройдя по ней вдоль реки, мы затем мимо неповторимого праздничного, напоминающего нарядный дворец, здания ратуши вышли к собору. Мы успели заглянуть в собор, полюбоваться его строгим интерьером и даже минут пять послушать орган. А от собора — менее 10 мин хода до вокзала — и вот уже мы, запыхавшись, усаживаемся в уютные кресла мюнхенского экспресса.
Третий замечательный город — баварская столица Мюнхен — связан с памятью о поэте Фёдоре Тютчеве, композиторе Рихарде Штраусе, писателе Томасе Манне, художнике Василии Кандинском, баварском короле Людвиге Втором... В Мюнхене — множество памятников архитектуры, скульптуры, истории, великолепных парков и скверов. Кроме того, в нем базируется Генеральное консульство Украины.
Бог музыки
Наверное, не одному мне вспомнились эти пушкинские слова в минуту, когда наш поезд затормозил у перрона зальцбургского вокзала. Ура! Мы — в Зальцбурге! В городе на реке Зальцах два музея Моцарта, расположенных на разных берегах реки: первый — в доме, где он более 250 лет тому назад родился, второй — в доме, в котором продолжительное время жил и создавал музыку. Первым и одним из очень немногих учителей его стал отец, Леопольд Моцарт — скрипач, органист, педагог. Сочинять музыку маленький Вольфганг начал в пятилетнем возрасте, в шесть лет совершил первую концертную поездку (Мюнхен—Вена). С семи до 10-летнего возраста он «покорял» Европу (вызывая при этом единодушное восхищение и восторг): гастролировал в Англии, Франции, Голландии, Швейцарии... Одновременно одно за другим появлялись сочинённые им музыкальные произведения. Интересный момент: говорят, что когда маленький Вольфганг слышал неверную ноту или фальшь в звучащей музыке, он принимался плакать...
Четыре года молодой Моцарт провёл в стране искусств — в Италии, где в 14-летнем(!) возрасте был избран членом Болонской филармонической академии. Уникальный случай!
Затем Моцарт вернулся в родной Зальцбург, но по-прежнему много ездил по Европе с концертами. Продолжал создавать новые музыкальные произведения, часто на заказ. Прожив всего 35 лет, он создал 626(!) талантливейших произведений, в том числе 17 опер, балет, около 50 симфоний, примерно 50 оркестровых ансамблей, десятки инструментальных концертов, 35 сонат... Впрочем, вернёмся в Зальцбург, где, разделённые рекой Зальцах, привлекают любителей музыки со всего мира музеи Моцарта.
В гостях у гения
При входе в музей каждому из нас вручили диковинный прибор, напоминающий большую телефонную трубку. Особой кнопкой включаешь на приборе язык, с которым «дружишь». За неимением на трубке русской версии я подключился к немецкой. И проследовал в выставочные залы. Экспонаты пронумерованы. Заинтересовал тебя тот или иной экспонат, набираешь на трубке соответствующий код, прикладываешь к уху — и слышишь в трубке рассказ о данном предмете, и звучит музыкальное произведение Моцарта, имеющее отношение к этому предмету. Мы видим пряди волос Моцарта в разном возрасте, его портреты в различные годы, портреты его родителей, сестры Нинерль — тоже талантливого музыканта. Говорят, если бы не было Вольфганга, слава Нинерль была бы чуть-чуть меньшей, чем та, которая была уготована её гениальному брату. Вот книги Вольфганга, вот ноты, начертанные его рукой. Макеты сцен театров мира с декорациями спектаклей, поставленных по его операм. Макеты театральных лож XVIII в. В ложах — горожане, «совсем как настоящие», в соответствующих нарядах и неизменных париках. Звучат знакомые моцартовские мелодии. На белой стене, сменяя друг друга, демонстрируются фильмы, посвящённые Моцарту, отрывки из его опер, фрагменты концертов, на которых исполняется его музыка.
Макет экипажа его эпохи: на этом, или на таком же, или почти на таком Вольфганг Амадей Моцарт скитался по городам Европы по время своих бесконечных концертных поездок. Кухня, на которой готовилась пища для семьи Моцартов. Посуда его эпохи, мебель, домашняя утварь. Картины, портреты.
А вот в этом зале мы видим музыкальные инструменты, на которых играл гениальный австриец. Кстати, Германия и Австрия до сих пор дискутируют, какой именно из двух стран по справедливости принадлежит честь считаться родиной великого музыканта. К этому смычку прикасалась рука гения, к этой скрипке прижимался его подбородок. Вот на этой скрипке он играл в детстве, а на этой — в зрелые годы. Альт, клавикорды, клавесин, рояль... А вот небольшой орган. Затаив дыхание, смотрим на все эти раритеты, а в «телефонной трубке» звучат моцартовские мелодии, исполняемые на них.
Интересен и дом, в котором родился и провёл младенческие годы Моцарт. Маленький глубокий дворик, крутые лестницы, небольшие комнаты, опоясывающие дом крытые галереи-балконы. Впрочем, оба дома-музея давно потеряли свой первозданный вид: перестройки, преобразования, ремонты. У этих домов сменилось немало хозяев, и каждый считал своим долгом «наследить»...
Прогуливаясь по залам моцартовских музеев, мы ни на миг не забывали о том, что должны своевременно отправиться в обратный путь, чтобы в первом часу ночи последним поездом вернуться домой. Поэтому знакомство с прекрасным романтичным городом, к сожалению, оказалось несколько беглым, поверхностным. Но... как было не побывать в знаменитом зальцбургском Доме (соборе)! В бронзовой купели собора крестили Моцарта, но главное другое: гигантское здание Зальцбургского собора, в плане напоминающее крест, размером с хорошую городскую площадь, — настоящий гимн человеческому гению. Какие боги благословляли, какие музы вдохновляли талантливых зодчих (автор проекта — Сантино Соляри), строителей, скульпторов, лепщиков, резчиков, живописцев, мастеров позолоты и витражного искусства!..
Не по-осеннему ярко светило солнце. На Соборной площади тут и там играли музыканты в костюмах минувших веков. На старинных инструментах исполнялись знакомые мелодии Шопена, Гайдна, Брамса. И, конечно же, Моцарта…
Комментариев нет:
Отправить комментарий