Имя Константина Циолковского прежде всего связывают с небом
и космосом. Но он был изобретателем не только в области аэродинамики,
ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположником современной
космонавтики, но и обосновал теорию поезда на воздушной подушке.
Родился
Константин Циолковский 17 сентября 1857 года в селе Ижевском под Рязанью в
семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью
потерял слух. Глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он
занимался самостоятельно.
С детства у
Циолковского проявились наклонности к изобретательности. Уже в 11 лет
он мастерил кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями. Немного
повзрослев, делал самодвижущиеся коляски и локомотивы, приводимые в
движение спиральной пружиной. Константин изготовил собственный токарный
станок, на котором точил дерево. В этот период им были собраны разные
ветряные мельницы, в том числе коляска с ветряной мельницей, которая
могла ездить против ветра.
С 16 до 19
лет Циолковский жил в Москве, изучал физико-математические науки по
циклу средней и высшей школы. В 1879 году экстерном сдал экзамены на
звание учителя и в 1880-м назначен учителем арифметики и геометрии в
Воровское уездное училище Калужской губернии.
К этому
времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об
уже сделанных открытиях, он в 1880-81 годах написал "Теорию
газов", в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая
его работа - "Механика животного организма" - получила благоприятный
отзыв известного ученого-физиолога Ивана Сеченого, и Циолковский был принят
в Русское физико-химическое общество.
Основные
работы Циолковского после 1884-го связаны с четырьмя большими проблемами:
научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля),
обтекаемого аэроплана, ракеты для межпланетных путешествий и поезда на
воздушной подушке.
В 1887 году
Циолковский написал небольшую повесть "На Луне" - свое
первое научно-фантастическое произведение, где описываются ощущения
человека, попавшего на Луну. Почти все предположения, высказанные в этой
работе, были впоследствии подтверждены.
Начиная с
1892 года и до конца жизни Циолковский жил в Калуге, куда его перевели как "одного
из способнейших и усерднейших преподавателей". Константин Эдуардович читал
арифметику и геометрию в местном уездном училище, а также вел уроки физики в
епархиальном жестком училище. Он сам вспоминал об этом периоде:
"Училище как раз подходило к моему калечеству, ибо надзор был
превосходный. Сам по глухоте я не мог следить за порядком. Больше объяснял,
чем спрашивал, а спрашивал, стоя. Девица становилась рядом со мной у левого
уха. Голоса молодые, звонкие, и я добросовестно мог выслушивать и
оценивать знания. Впоследствии я устроил себе особую слуховую трубу".
Еще до
женитьбы Циолковский поставил своей избраннице, дочери священника,
Варваре Евграфовне условия, исполнения которых, невзирая ни на что,
требовал твердо в течение всей жизни: у жены не должно быть гостей; к ним
не заходят родственники; в доме не должно быть ни малейшей суеты,
способной помешать занятиям. Работать, несмотря на глухоту, ученый мог только
при абсолютной тишине.
Циолковский
вышел в отставку уже после революции, в 1920 году, и получил от
советского правительства пенсию в размере 500 тысяч рублей в месяц.
Плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов,
изобрел свою схему газотурбинного двигателя. В 1927-м опубликовал теорию и
схему поезда на воздушной подушке.
Вот что
писал Константин Циолковский о бесколесном поезде: "Трение поезда почти уничтожается
избытком давления воздуха, находящегося между полом вагона и плотно
прилегающим к нему железнодорожным полотном. Он поднимает поезд на
несколько миллиметров и вырывается по краям основания вагона. Последний
уже не трется о полотно, а висит на тонком слое воздуха и испытывает
только совершенно незначительное воздушное трение, как летящий предмет".
Позже эта идея Циолковского была успешно воплощена в водном транспорте,
предпринимались попытки ее внедрения и в наземных средствах передвижения.
В сентябре
1935 года в калужской железнодорожной больнице Циолковскому была
сделана операция по удалению раковой опухоли. Но состояние его не
улучшилось, и вскоре он умер.
-------
счетчик посещений
Комментариев нет:
Отправить комментарий