суббота, 17 ноября 2012 г.

Первые танки первой мировой


  В июне 1914г. чиновник главного управления Генерального штаба подполковник Кузнецов получил из Вены шифрованную телеграмму от специального военного агента. В ней сообщалось:  «Сегодня утром в Сараеве убиты выстрелами из револьвера наследник престола и его супруга. Убийца, говорят, — серб». Назревали страшные события.
  Утром того зловещего для эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда дня он прибыл со своей супругой Софьей Хотек в Сараево, чтобы наблюдать за военными маневрами и участвовать в открытии музея. Тайное сербское общество «Черна рука», состоящее из ярых сторонников освобождения территорий Боснии и Герцоговины (аннексированных Австро-Венгерской монархией в 1878г.) и присоединения их к независимой Сербии, давно охотилось за эрцгерцогом. Заговорщики закидали гранатами колонну представительских автомобилей. Погибло и было ранено много посторонних людей, однако сам Франц Фердинанд не пострадал. Пули убийцы настигли его и супругу в тот же день позже, когда они ехали в госпиталь проведать раненых. Водитель эрцгерцога заблудился в городе. Когда же понял это, то начал медленно разворачивать машину в том месте, где, по зловещему стечению обстоятельств, покупал сэндвич один из членов общества «Черна рука». Он, увидев машину Франца Фердинанда, недолго думая, достал револьвер...
  Последствия покушения были катастрофические. Через месяц Австро-Венгрия объявила ультиматум Сербии, а затем и войну. Обе страны поддержали их союзники. В первую мировую войну были втянуты крупнейшие государства мира. Убийство эрцгерцога и его жены, конечно же, было лишь формальным поводом. Настоящие причины скрывались в столкновении интересов держав — мировых лидеров — в их территориальных и экономических притязаниях, стремлении к завоеванию нового жизненного пространства и к новым сферам влияния. Как писал тогда президент США Томас Вудро Вильсон: «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны: причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу».
  Вспыхнули крупнейшие сражения, унесшие более 30 млн жизней. В одном из них при французской реке Сома, в 1916г. англо-французская сторона впервые применила против немцев танки.
  Еще в 1914г. англичанин полковник Э.Свинтон выступил с предложением о введении на поле боя для поддержки пехоты бронированных крейсеров на гусеничном ходу. Тогда их еще не называли танками. Это название появилось позже. Когда, маскируя разработки этих средств военной техники от иностранных разведок, гусеничные машины «окрестили» танками, что в переводе с английского означает бак.
  Работы над новым видом оружия начались в 1915г. Итогом их стали испытания бронированного  трактора «Little Willie». Однако они показали низкую проходимость конструкции, особенно в преодолении широких траншей. Ошибки учли. И был следующий прототип — «Big Willie», который после его испытания в 1916г. под Лондоном решили производить серийно под названием «Mark-I». Танк вы пускался в двух модификациях, которые прозвали «самец» и «самка». На «самце» было сосредоточено артиллерийное вооружение, на «самке» — пулеметное. Масса машины составляла около 28т, длина — 8,6м (в модификациях без специальной управляющей тележки сзади) и 9,9м  (с тележкой), высота — 2,45м. Танк получился внушительным. Грозный вид дополняли две 57-миллиметровые пушки в боковых выступах и два 8-миллиметровых пулемета — у «самца», а у «самки» —  пять пулеметов.  Двигатель  мощ- ностью 105 л.с.  обеспечивал скорость всего лишь 4,5км/ч.
  Управлять танком было крайне сложно. Этим занималось несколько водителей под командованием главного. Сам он изменял общую скорость движения танка. Если же нужно было сделать поворот, то он давал команду жестами (в грохоте работы двигателя иначе общаться было невозможно) — и водитель, управляющий одной из боковых коробок передач, включал «пониженную» или «повышенную» передачу, чтобы притормозить или ускорить движение боковой гусеницы в зависимости от направления поворота. Более крутые повороты осуществлялись при помощи специальной тележки сзади, управляемой тросом, намотанным на барабан. Все это сильно утомляло экипаж. Кроме того, из-за шума и выхлопа, идущего внутрь корпуса, пороховых газов и высокой температуры танкисты часто теряли сознание. Одним словом, танк был далек от совершенства.
  Несмотря на это, 32 машины, введенные англичанами в битву при Соме, произвели фурор. 14 из них в ходе атаки или застряли, или сломались. Благодаря остальным восемнадцати и панике, которую они произвели в рядах немцев, фронт удалось прорвать и продвинуться в глубь укрепленной обороны врага на 5км. Потери англо-французской пехоты при этом были необычно низкими.
  Прорыв германского фронта удалось осуществить и на других участках. В тщательно и долго подготавливаемой операции при Соме англо-французские войска продвинулись на 10км на участке в 35 км.
  Немцы вынуждены были отойти на новые рубежи обороны — и от потерь физических и моральных они так и не оправились до конца войны. Свою долю в эту победу внесли и неожиданно появившиеся на поле боя бронированные громадины, которых немцы начали панически бояться.
  Преимущества нового вида оружия — танков — были оценены по достоинству. Конструкторы до наших дней продолжают усовершенствовать ходовые качества, защиту и вооружение этих боевых машин.

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий