понедельник, 12 ноября 2012 г.

Позвольте вас обыскать! Охранники в супермаркетах нарушают законодательство.


  Поход в супермаркет оставляет у потребителей не всегда приятные впечатления. Нет, дело не в том, что ваше любимое мороженое или кофе там может стоить дороже, чем на соседнем базаре. И даже не в том, что вам не всегда могут подсказать, где находится нужный товар, или же его качество может быть неудовлетворительным. К сожалению, есть еще один фактор, который иногда отбивает любое желание совершать покупки в «цивилизованном» магазине.
  Это - охранники, без которых не может обойтись ни один крупный магазин, где действует система самообслуживания. Доступность товара, особенно такого, который легко спрятать в кармане, отсутствие видеокамер и т.д. - все это действительно соблазняет некоторых граждан взять ту или иную вещь и не заплатить за нее. Впрочем, выполняя свои обязанности, охранники нередко злоупотребляют ими, позволяя себе унижать людей, которых заподозрили в краже, и нарушают действующее законодательство Украины.

  Нежелательные покупатели
  Особенно придирчиво охранники присматриваются к людям, скажем, с непрезентабельной внешностью, а также к пенсионерам и женщинам с детскими колясками. Что касается первой категории, то такая перестраховка вполне понятна: действительно, многие граждане приходят в супермаркет для того, чтобы ... поесть и выпить на халяву.
  - Определить человека, который зашел в магазин, чтобы «подогреться», не сложно хотя бы потому, что такой господин (или госпожа) уже находится под хмельком, - поделился со мной своими наблюдениями один охранник. - Что же касается любителей вынести полбатона (колбасу, кусок сыра и т.п.), то уже доверяешь своей интуиции, ведь такой человек ничем не отличается от других людей.
  Остается неясным, почему под подозрение попадают и молодые мамы? Ведь женщин с детскими колясками охранники могут не пустить в магазин (некоторые из них, особенно добросердечные, предлагают оставлять на время покупки коляску с младенцем ... на улице) или задержат для того, чтобы осмотреть его.
  ... Молодая мама Марина не раз заходила в супермаркеты с коляской - что-то покупать с ребенком на руках тяжело и неудобно. Случаи, когда охранники не очень вежливо требовали продемонстрировать содержимое коляски, случались нередко. Однажды Марина отказалась показать детскую сумку. Охранник, не долго думая, начал обыскивать коляску. Все дальнейшие противоречия решались уже в присутствии начальника охраны (по требованию женщины). Надо отметить, что перед Мариной извинились, но охранник продолжает работать в том же магазине и так же нагло ведет себя с другими покупателями.
  ... Дмитрию Харитоновичу 83 года. Однажды, когда он уже расплатился на кассе и направился к выходу, сработала сигнализация. Дмитрий Харитонович, не услышав ее, прошел дальше. Охранник догнал старика и начал кричать: «Покажи, что у тебя (!) в пакете и карманах». Молодого особенно раздражало то, что дедушка его очень плохо слышит. За старика вступились другие покупатели. В конце концов, выяснилось, что товар на кассе был «плохо пробитым». Впрочем, как бы там ни было, а пенсионер сих пор не может оправиться от нанесенного оскорбления. Говорит, что воевал за таких, как этот парень ...

  Главное - не бояться
  Конечно, все перечисленные случаи являются грубым нарушением норм действующего законодательства Украины. Но чаще всего покупатели сами позволяют себя унижать. Раскрыть сумки? И пожалуйста. Вывернуть карманы? Одну минутку. В чем причина такого поведения? Испуг, наивность или нежелание портить себе нервы, вместо того, чтобы отстаивать свои права.
  Недавно охранник одного из магазинов предложил мне открыть сумку, потому что ему показалось, что не все покупки были выложены для оплаты. На мой отказ строгий мужчина загородил дорогу и с угрозой сказал: «Как хотите, но вы отсюда не выйдете». Я предложила охраннику вызвать милицию. Ведь если меня подозревают в краже, то обыскивать и составлять протокол имеют представители правоохранительных органов. Если вызов окажется ложным, с магазина взыщут штраф. Охранник сразу отступил. Но большинство знакомых, которым я рассказала об этом инциденте, ответили: «Лучше было просто показать ему сумку, нервы поберечь, да и вообще - это его работа».
  Да, охранники выполняют свою работу, и вполне вероятно, что за недобросовестное отношение к профессиональным обязанностям в маркетах предусматривается система штрафования. Поэтому они и стараются, думая в первую очередь о своем кошельке.

  Комментарий юриста. А кто будет охранять вас?
  Унизительный обыск на выходе из магазина - не единственный случай нарушения прав граждан и законодательства Украины. О других, типичных нарушениях, мы спросили у юриста Елены Шутко.
  - Очень часто основанием для того, чтобы вас остановили при выходе, это вещи, пронесенные с собой в магазин, которые требуют оставить в камере хранения.
  - Заставить вас заключить с супермаркетом устный договор о хранении вещей в камере хранения не может никто. Поэтому, если вас не пускают с покупками в зал, - смело можете жаловаться (книга жалоб и предложений, вызов милиции, суд).
  Ведь всем давно известно, что ключи от одной камеры хранения могут подходить и к другим. Итак, пока вы делаете покупки, кто-то может спокойно взять ваши вещи. Как же тогда понимать фразу, что: «Администрация не несет ответственности за хранение ваших вещей». А вот это уже не совсем так.
  - Так на самом деле администрация магазина несет ответственность за вещи, оставленные в камере хранения?
  - Положение о порядке хранения вещей определено действующим Гражданским кодексом Украины. При хранении вещей в камерах хранения магазинов, супермаркетов речь идет о публичном договоре хранения. Согласно нормам Статьи 936 Гражданского кодекса Украины договор хранения является публичным, если хранение осуществляется субъектом предпринимательской деятельности на складах, в камерах, помещениях общего пользования. Принятие вещей на хранение подтверждается выдачей номерного жетона или иного знака, удостоверяющего принятие вещей на хранение. Согласно Статьи 942 ГКУ хранитель обязан принимать все меры для обеспечения сохранности вещей. За потерю (недостаток) или повреждение вещей хранитель отвечает на общих основаниях. Ответственность в этом случае ложится и на администрацию супермаркета, исходя из положений Порядка занятия торговой деятельностью и правилами торгового обслуживания населения.
  - Имеют ли право охранники осматривать личные вещи покупателей и обыскивать тех, кто подозревается в краже?
  - Действующее законодательство Украины предоставляет перечень органов и должностных лиц, которые могут осуществлять личный досмотр и досмотр вещей. Так, согласно статье 264 Кодекса Украины об административных правонарушениях, личный досмотр и досмотр вещей может проводиться уполномоченными на то должностными лицами Службы безопасности Украины, органами внутренних дел, Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы, а в случаях, прямо предусмотренных законами Украины, также и другими органами.
  Таким образом, охранники магазина не имеют права осуществлять личный досмотр и досмотр вещей покупателей. Они могут лишь задержать лицо, посягающее на объект охраны, немедленно сообщить (это их прямая обязанность) в органы внутренних дел по месту пребывания, не допускать на место происшествия посторонних лиц, применять при необходимости средства обороны. Применение любого административного взыскания, в том числе штрафа, не предвидится.
 
  Только цифры
  Согласно европейским нормам допустимый процент убытков от краж составляет 0,3-0,5% от товарооборота.
  В украинских супермаркетах кражи могут достигать 2-3% от товарооборота. Причем 42% приходится на покупателей, 23% - на персонал и сотрудников и 21% - на охранников. Другие 13-15% - следствие разного рода ошибок в документообороте предприятия. Безусловно, цифры приблизительны, ведь «на горячем» попадается лишь каждый десятый.

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий