пятница, 31 августа 2012 г.

Как вырвать «школьные занозы»


  Учителя часто считают нашего ребенка недостаточно умным, воспитанным, усидчивым, в общем, каким-то неправильным. В результате этого мы начинаем думать, что мы плохие родители или исполняемся ненавистью к школе, к учителям, которые не могут оценить  истинных талантов нашего гениального ребенка.
  В самом худшем случае мы сердимся на собственного ребенка, формируя в нем комплекс неполноценности. И то и другое приводит к хроническому конфликту ученика с учителями, который продолжается всю жизнь: сначала в стенах школы, затем в душе нашего драгоценного ребенка.
  Мой опыт показал, что у большинства людей, мягко говоря, неприятные воспоминания о школе, нет желания навестить ее, зато есть стремление избежать визита даже в тот район, где прошло детство. И это вполне объяснимо: неприятно вспоминать о том, что когда-то был маленьким, беззащитным, полностью зависимым, притом что родители и учителя использовали свою власть не всегда в гуманных целях.
  Почти в каждом из нас живут школьные «занозы». Так, Жанна, окончившая школу с золотой медалью, а затем экономический факультет МГУ, до сих пор с дрожью в голосе рассказывает о том, как изводила ее учительница по английскому языку.
  На первый взгляд, казалось бы, какое отношение имеет та заплаканная от обиды шестиклассница к сегодняшней преуспевающей бизнес-леди, руководящей отделом банка? Жанну до сих пор мучает фатальная неуверенность в себе, она боится выглядеть нелепо, не умеет  убедительно возражать, нерешительно ведет себя в проблемных ситуациях. В ходе нескольких консультаций нам удалось «принять, простить и благополучно забыть» то детское недоразумение с агрессивной учительницей английского языка. Мы проиграли основные травмирующие школьные ситуации, в которых маленькая Жанна вела себя неуверенно и зависимо, с сегодняшних взрослых позиции, то есть преобразовали детскую беззащитность во взрослую уверенность в себе. Кульминацией этого процесса стал ее визит в школу к своей ранее ненавистной учительнице с коробкой конфет и благодарностью за все хорошее, что тем не менее та дала. Через час  Жанна вышла из школы с чувством легкости и свободы от своих детских неприятностей.
  Понятно, что после таких радикальных преобразований школьных травм Жанна стала чувствовать себя более свободно во всех сферах своей взрослой жизни, а в ее карьере уже никто не сомневался.
  Пережив в свое время трудности школьной жизни, мы, конечно же, всеми силами стремимся, чтобы судьба нашего ребенка складывалась более благополучно, чтобы он рос в обстановке поддержки и понимания со стороны учителей.
  Поэтому неожиданно возникающие проблемы с учителями могут приводить нас в ужас. И беспокоит в этом случае не столько то, что может пострадать формальная успеваемость (учитель будет занижать отметки проблемному ученику), сколько ущерб для ранимой психики ребенка. Вследствие сложных отношений с учителями происходит одно из двух: либо падает самооценка ребенка и он становится покорным, либо растет самоуверенность и агрессивность. Второй вариант, кстати, более благоприятен для психики ребенка, хотя и совсем неудобен для родителей. Ребенок через агрессивное, демонстративное поведение  отстаивает свободу своей личности, доставляя много проблем взрослым.
  Родителям в этом случае приходится нести двойную нагрузку — решать свои проблемы с ребенком, оказывать ему психологическую  поддержку в конфликтных отношениях с учителями. И здесь важнейшим фактором является простое человеческое общение с учителем и сочувствие, как ему непросто приходится с вашим ребенком, — это уже наполовину уменьшит напряжение ситуации. Оставшаяся четверть — это ваш потенциал быть психологом и конфликтологом в одном лице: стать инициатором процесса конструктивных переговоров с учителем и ребенком о реальном решении проблемы. Только в самых крайних случаях можно рекомендовать переход в другую школу. Этого радикального шага не следует бояться, так же как взрослые в крайнем случае меняют место работы.
  Постарайтесь увидеть в учителе союзника и поддержать в нем хорошее отношение к ребенку, советоваться с ним о возникающих сложностях. Кроме того, вызвать расположение  учителя можно своей общественной активностью: помогите ему решить его проблемы, внесите свой родительский взнос в деятельность класса, тогда ребенку будет легче жить.

  Зато они не боятся экзаменов
  Все больше старшеклассников покидают свои — даже любимые — школы и уходят в экстернат. За последние лет десять число учащихся-экстернов увеличилось почти в 20 раз. Объяснить это просто: учиться в 10—11-м классе и одновременно готовиться к поступлению в вуз практически невозможно. Полезен экстернат или вреден? Рассказывает директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
  — Есть точка зрения, что экстернат — это халтура, эрзац образования.
  — Я не могу этого сказать. Когда ребенок каждый день ходит в школу, он многое делает спустя рукава: знает, что ему все равно поставят «тройку». В ситуации тотального контроля он едва ли научится сам отвечать за ситуацию. Если же подростку доверяют, у него больше ответственности. В экстернате человек сознательно снимает с себя лишние нагрузки. В очных экстернатах дети ходят в школу несколько дней в неделю, но эти занятия отличаются от обычных — это лекции, консультации. Изучение какого-то предмета, как правило, идет большими блоками (закончили химию — начали географию). Для многих экстернат — спасение: исследования показывают, что рабочий день обычного школьника, который действительно выполняет все домашние задания (а потом готовится в вуз), длится более 16 часов! Это не укладывается ни в какие рамки.
  — В экстернат часто уходят даже дети из сильных профильных гимназий и школ: такая там перегрузка. В вуз-то все равно они готовятся отдельно.
  — Существуют и другие причины. Это конфликты с педагогами или со сверстниками, в результате которых подростки не могут по эмоционально-психологическим соображениям находиться в школе. Экстернат позволяет снять эти негативные факторы.
  Еще экстернат дает опыт сдачи экзаменов. И к началу выпускных испытаний старшеклассники их не боятся. А потом меньше опасаются и вступительных. Экстернат помогает снять перегрузки и сохранить здоровье — как физическое, так и психическое. Плюсов у него больше, чем минусов.

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий