суббота, 1 сентября 2012 г.

Будущие вундеркинды

  Пабло Пикассо однажды сказал: «Каждый ребенок - художник. Сложность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Я очень благодарен своим родителям за то, что в детстве они не пытались внушить мне любовь к живописи, предоставив мне право выбора. К своему призванию я пришел самостоятельно и в свое время».
  Первый шедевр юный Пикассо нарисовал в шесть лет. Его мама заметила, что сыну нужен наставник. Пабло понял, что на его свободное время посягают, поэтому расплакался - и вопрос о репетиторе-наставнике отпало. Впоследствии Пабло решил быть художником, но это было решение, к которому он пришел самостоятельно.
  В наше время многие родители устраивают своим детям настоящую беготню по всем возможным кружкам и секциям, нанимают репетиторов по языкам, и вообще, теперь стало модным говорить о преимуществах раннего развития детей. Поэтому дошкольник, еще не наигравшись своими игрушками, вынужден сесть за стол и привыкать к тому, что у него есть строгий график, отступать от которого ему не разрешено.
  Мы, родители, понимаем, что живем в эпоху информационных технологий, когда на первый план выступает интеллект. Поэтому со всей упорством чуть ли не с пеленок начинаем этот интеллект у ребенка развивать. Причем не прибегаем к старым - дедовским методам: учить играясь - а стремимся к новым. Например, с трех лет отдаем ребенка в группу изучения английского языка, водим на занятия по логике, мышления к «известным» учителям. И при этом даже не задумываемся над тем, что для него это станет лишней нагрузкой, что может привести к нервному срыву - и у ребенка появятся «неизвестно откуда» раздражительность, плохой сон или аппетит, или же он будет вялым и безразличным ко всему .

  Как не навредить
  Прежде всего, нам самим нужно осознать, что интеллектуальное развитие ребенка и его здоровье неразрывно связаны. Ведь избыточное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, ответственных за дыхание, пищеварение, сердцебиение, вследствие чего возникают спазмы сосудов - и соответственно ребенок получает целый букет заболеваний.
  Такие проблемы возникают в семьях, где родители начинают водить ребенка в четыре, а то и в три года ко всевозможным учителям, на всевозможные курсы и занятия вместо того, чтобы самим развивать интеллект ребенка в собственном ритме. Ведь только вы видите настроение своего ребенка и соответственно этому можете в определенный момент что-то ему подсказать, начать интересную познавательную игру, целью которой будет развитие внимания или мышления, но знать эту цель будете только вы, а ребенок просто забавляться с вами, потому что ему интересно . Преимущества - очевидны. Ребенку не нужно будет собираться и куда-то идти, слушать совершенно чужого человека, к которому он может неприязненно относиться только потому, что тот чужой. Поэтому играя с ребенком, мы можем дать ему гораздо больше, чем учителя со всеми методиками.
  Начните с того, что ваш ребенок любит больше всего. Для этого пристально понаблюдайте за ним. В каждом ребенке есть какая-то особенность. Пусть сначала она вас и отпугивает. Я собственными глазами видела, как двухлетний мальчик играл разноцветными пуговицами (конечно же под наблюдением мамы или бабушки). «Это же опасно!», - Скажете вы, - но ребенок, играясь, пуговицы в рот не брал! Не засовывал в носик или в ушки! Он лишь играл, ему были интересные формы пуговиц и всевозможные цвета. Родители поддержали такое необычное увлечение ребенка. С их помощью мальчик узнал, что есть пуговицы большие и малые, красного, белого, черного, желтого цветов ... Со временем он уже раскладывал их на большие и малые, сортировал по цветам.
  Итак, если у вашего ребенка есть какое-то неординарное увлечение, пусть в таком случае, хотя сердце ваше «не на месте», но глаза и разум будут непомраченными: дайте ребенку толчок к мышлению, к развитию. Поддержите детскую любознательность и позвольте ему «исследовать» и познавать что-то дальше с вашей помощью.

  Учимся играя
  Что больше всего любят дети? Собирать все с пола. Уведите ребенка туда, где есть маленькие камешки, листочки, палочки. Предложите из камешков что-то сложить. Начинайте с простых форм: квадрат, треугольник, круг, - а затем перейдите к предметам, которые можно составить с помощью этих форм. Например, мячик, окно ... Составляя, говорите ребенку обо всем, что вы делаете. Если же ребенок составляет нечто такое, чего вы не можете понять, попросите его рассказать, что именно он делает. Будьте терпеливы и внимательны - ребенок может иметь большее представление об этом, чем вы сами!
  Дома можно разложить на полу цветные бумажки, а потом собирать их, составляя по цветам. Выучить буквы легче с помощью кубиков, а начать читать - по простым вывескам: хлеб, молоко, магазин, продукты, парикмахерская - уходите от меньшего к большему. А самое важное то, чтобы делать это не навязчиво, а просто гуляя по улице.
  А если ваш ребенок ходит в детсад, то не давайте ему дополнительную нагрузку. Он целый день вас не видел, поэтому скучал за вами, - и хочет быть у себя дома с мамой, со своими игрушками! Дайте ребенку возможность быть ребенком.
  Будем искренни: в большинстве случаев количество дополнительных занятий для ребенка - это проявление нашего родного честолюбия. Ведь за все занятия надо платить, да и самому надо иметь свободное время, чтобы везде с ребенком успеть, а если мы на работе, то нанимаем няню, гувернантку, что для нас, да и потом для окружающих является большим «плюсом». Хотя глядя на все это с другой стороны, признаем, что этим всем руководит наша гордыня, а она, как известно, ни к чему хорошему не приводит. И за примерами далеко ходить не надо.

  Не впадайте в крайности!
  Наблюдаю за мамами, которые привели своих пятилетних дочерей на занятия по танцам в шесть часов вечера. Сегодня они, по их словам, уже успели побывать на занятиях по немецкому языку, поплавать в бассейне, а сейчас пришли на танцы. И каждый день они куда-то ходят. Обе жаловались, что уже устали. А я сразу же подумала об их детях: а как же те выдерживают такие нагрузки? Оказывается, им нравится это все - только очень не хочется ходить: ножки устают. И мамы на это не обращают внимания, им важно то, что ребенку нравится, и то, что ребенок «всесторонне» развивается. Но остановимся на минуту. Если взрослый человек от таких «походов» физически устал, то как себя должен чувствовать ребенок в 5 лет?
  Наблюдая за этими детьми я заметила, что они приходят на занятия или слишком возбуждены - и мамам приходится их успокаивать резкими замечаниями, или же такие вялые, что не способны самостоятельно, например, надеть купальник для занятия танцами - и снова звучит резкое замечание мамы: «Чего ты как мокрая курица: глянь - все уже давно одеты». Логический вывод - для пятилетнего ребенка такие нагрузки - непосильны. Но родители озабочены единственным: ребенок на осень идет уже в школу, значит он должен непременно знать английский, а для «престижной» школы - желательно и еще один иностранный язык, должен заниматься спортом да еще и получать эстетическое воспитание. Поэтому языковые курсы, спорт и танцы - это то, что ему необходимо. Будто все правильно - родители заботятся о всестороннем развитии ребенка, о ее будущем. Но какой ценой!
  Такие непосильные нагрузки в дошкольном возрасте влекут за собой множество болезней. Конечно же, ребенок должен быть всесторонне развит, но развитие должно идти так, чтобы не навредить физическому здоровью. Родителям нужно осознать и выбрать один или два направления, в русле которых будет развиваться их ребенок, а после первого класса, то есть тогда, когда она уже адаптируется к школе, можно добавить еще что-то. Главное - не спешите, не пытайтесь дать ему все и сразу. Основным ориентиром для вас должно быть здоровье ребенка.  

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий