вторник, 4 сентября 2012 г.

Зубной протез уйдет в отставку



  Сенсация, пришедшая из США, кажется неправдоподобной. Впервые ученым удалось с помощью искусственной регенерации вырастить новую часть тела взамен утраченной у теплокровного живого существа.
  Коллектив исследователей из Форсайтовского института под руководством доктора Доминика де Паола вырастил живой зуб из стволовых клеток шестимесячного поросенка. Пока только поросенка. Теперь на очереди человек.
  Проблема эта занимает медиков со времен Парацельса, с тех пор как медицина стала превращаться в науку. И особенно актуальной ее делали войны — занятие, которому человечество активно предавалось на всех этапах своей истории. А на войне всякое бывает — то руку оторвет, то ногу. И хороший солдат делается бесполезным. А ведь столько трудов стоит его выучить, воспитать, чтобы был умелым и бесстрашным в бою. Вот если бы утраченные органы заставить снова отрастать... Идея не столь уж фантастична, поскольку в природе тьма подобных примеров.
  Еще в «золотом» XVIII веке жеманные красавицы, гуляя в чудесных версальских садах, развлекались тем, что отрезали маникюрными ножницами головы садовым улиткам, которые те неосторожно высовывали из своего домика, чтобы полюбопытствовать, что же делается на белом свете. Красавицы заливались детским смехом, наблюдая, как из отверстия в шее обезглавленной улитки медленно вздувается белый пузырь, который потом лопается, и на его месте оказывается крохотная головка, быстро вырастающая до нормальных размеров.    Красавицам забава, а ученым забота: как это все происходит?
  Оказалось, что регенерация — явление в природе распространенное. Разрубите земляного червя пополам, и обе половины будут жить и расти. Но такой регенерацией — восстановлением утраченных органов и тканей — обладают только холоднокровные животные. Млекопитающих, в том числе и человека, природа этим чудом обделила.
  Нет, обделила, конечно, не совсем. У человека тоже кое-что регенерирует: заживляются порезы на коже, зарастают резаные и колотые раны, восстанавливает отдельные разрушенные участки печень — и все это без вмешательства хирурга. Но отрубленный палец не вырастет вновь, не говоря уже о всей руке. И это непонятно. Ведь восстановление разрушенных тканей и целых органов — могучее оружие живого существа в борьбе за существование. Но поскольку в длительном процессе эволюции млекопитающие произошли от холоднокровных, которых природа наградила регенерацией в значительной степени, то и высшие живые существа должны бы обладать этим весьма полезным свойством хотя бы в той же степени. Почему же этого не произошло?
  А в самом ли деле не произошло? Ведь если частичная регенерация у теплокровных все же происходит, то нет никаких биологических законов, запрещающих полное восстановление утраченного. На это указывают и так называемые фантомные боли, когда в сырую погоду у инвалидов дают о себе знать отсутствующие конечности. Руки нет, а она ноет, значит, есть  какие-то ткани, которые, возможно, могли бы стать основой для новой руки. И в последние годы наука нашла эту основу — стволовые клетки.
  В то время как все органы нашего тела — сердце, легкие, почки и так далее — состоят из специфических, «специализированных» клеток, имеющих свое особое строение и свои функции, и при пересадке их на другие органы они просто работать не будут, стволовые, образно говоря, универсалы. Пересади их на сердце, и они превратятся в сердечные, пересади на  почки — станут почечными клетками и будут великолепно работать. И это их свойство открывает перед медициной огромные перспективы. Скажем, что если пересадить их на место удаленного зуба?
  Так, Доминик де Паола и его коллеги построили «скелет» зуба из полимера, который разлагается в организме под действием биологических веществ, «высеяли» на него зубные стволовые клетки шестимесячного поросенка и поместили эту конструкцию... крысе на место удаленного зуба. Почему такой неожиданный пируэт: от поросенка крысе? Не проще ли у самого поросенка удалить зуб и снова его вырастить? Не проще. Стволовые клетки нужны только молодые, полные сил. А в молодости зубы редко теряют. Расчет был простой: если стволовые клетки молодого поросенка превратятся в зуб у старой крысы, то таким же образом можно выращивать зубы и у других млекопитающих, в том числе у человека. Тем более что у организмов свиньи и человека очень много общего, так что особых проблем быть не должно. И расчет оправдался. Оказывается, для запуска механизма регенерации у млекопитающих стволовым клеткам нужна основа — форма, которую они должны принять и наполнить соответствующим содержанием — костной тканью, составляющей массу зуба, полостью пульпы, зубной эмалью. Через 30 дней полимерный «скелет» полностью рассосался,  а из десны показалась маленькая зубная коронка, которая еще через месяц превратилась в обычный зуб, ничем не отличающийся от соседних. В том числе и способностью к зубной боли.
  По мнению участников эксперимента, в ближайшие пять лет будет окончательно отработана  технология «биопротезирования» из стволовых клеток, которую можно будет опробовать на человеке. На внедрение же нового способа в широкую практику потребуется максимум десять лет.

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий