вторник, 18 сентября 2012 г.

Стальные кони Ильича


  «Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката... Надеюсь выиграть». Так описывает В.И. Ленин в письме к своей сестре Марии одну из неудачных велосипедных прогулок по Парижу.
  Эх, сесть бы в машину времени, перенестись к Ильичу в Париж и, взяв его за пуговицу жилета, сказать: «Архиважно, батенька, чтобы вы не завидовали проклятому виконту. Наберитесь терпения. Делайте свою революцию. И вы еще покатаетесь в буржуйских автомобильчиках!».
  А машины у Ленина будут дорогие — одни из лучших машин своего времени. До сегодняшних дней дожили только два «Rolls-Royce». Они появятся в распоряжении Ленина немного позже — в период с 1922 по 1924 гг. А сразу после октябрьских событий 1917-го в его гараж перекочевали несколько французских автомобилей, которыми пользовалось Временное Правительство, а ранее — царская семья.
  В первые месяцы после революции Ильич ездил на «Turcat Mery 28» 1915 г. выпуска — машине малоизвестной французской фирмы, и на «Delaunay-Belleville 45» 1913г., который прославился своей надежностью и дороговизной. В то время «Delaunay-Belleville» ценились даже больше, чем английские «Rolls-Royce». В наши дни, аукционные цены на «Delaunay-Belleville» взлетают до заоблачных высот. О надежности машины ходили просто легенды. Некоторые экземпляры проходили без капремонта до 300 тыс. км. В автомобиле была реализована интересная система запуска двигателя сжатым воздухом из специального баллона. Благодаря этому машина заводилась в любых погодных условиях и даже могла проехать на давлении сжатого воздуха несколько сотен метров. Объем двигателя был огромным 11,8 л в шести цилиндрах и позволял добиться мощности в 70л.с. Четыре цилиндра «Turcat Mery 28» объемом 6,33 л выдавали «на гора» 55 л.с.
  Сам завод «Turcat Mery» широко экспериментировал в своих моделях. Прогрессивными были и трехосные легковые автомобили со средней ведущей осью, и сухое однодисковое сцепление, (применяющееся теперь повсеместно) и тормоза на все четыре колеса, и коробка передач с двумя задними передачами, и распредвал, располагавшийся в головке блока цилиндров, и карданная передача вместо цепной. К сожалению, не все новшества были оценены современниками по достоинству, и фирма, в конце концов, разорилась.
  Нужно отметить, что мнения историков и исследователей сильно противоречат друг другу, когда речь заходит о том, какие именно авто были в момент того или иного покушения на  Ленина. В исторических исследованиях, касающихся знаменитого случая на заводе Михельсона, где Ильича, выступавшего перед рабочими в августе 1918-го, ранили, упоминаются и «Turcat Mery 28», и «Rolls-Royce», и «Renault 40 CV». Однозначно можно сказать, что это был не «Rolls-Royce». Они появились в гараже Ленина позже. Описывают также эпизод, когда один из его личных водителей — Гороховик, управляя «Turcat Mery», мастерски ушел по улицам Петрограда от стрелявших по Ленину. Хотя кузов и был изрешечен пулями, сам вождь не пострадал. Легко ранили лишь его спутника. То ли после этого случая, то ли после истории, когда машина была угнана одним из известных бандитов того времени, (автомобиль все-таки нашли) следы «Turcat Mery 28» теряются.
  Поездил Ленин и на «Rolls-Royce». В конце 1921 г. специально для него в Англии были закуплены две машины. Это были — «Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle» c кузовом «торпедо» фирмы «Barker» и «Rolls- Royce Silver Ghost Continental». Первый автомобиль использовался Лениным для повседневных разъездов в теплое время года. Именно на нем 19 октября 1923 г. вождь совершил свою последнюю поездку на Всероссийскую сельско-хозяйственную и кустарно-промышленную выставку в Москве вместе с Н.К.Крупской. Вторая машина на Путиловском заводе была переоборудована: задние колеса заменены гусеницами, а под передние колеса смонтировали обитые металлом лыжи. Она предназначалась   для поездок в Горки зимой.
  После смерти Ленина судьба машин сложилась по-разному. Вездеход остался в музее в Горках. После небольшого ремонта его двигатель даже запускали в 1984 г. А открытый «Rolls-Royce» продолжал трудиться в Гараже особого назначения. Когда по приказу Сталина автомобиль решили отреставрировать и доставить в Государственный музей В.И.Ленина, то обнаружили, что им пользуется председатель керченского рыбного хозяйства, и авто находится в ужасном состоянии. Понадобилось целых двадцать лет, прежде чем рабочие завода ЗИЛ совершили чудо. Машина была восстановлена и выставлена на экспозицию.
  Остается только гадать, какие мысли посещали голову Владимира Ильича, глядевшего на  погибший под колесами буржуазного автомобиля личный пролетарский велосипед… С уверенностью можно сказать одно: будучи вождем всех угнетенных, Ильич катался на лучших машинах своего времени и делал это с удовольствием.

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий