Именно красота легкосплавных колесных дисков является главной причиной их покупки вместо штампованных стальных. Однако, одной ли только красотой различаются легкосплавные диски, или у них есть другие преимущества перед обычными стальными? И неужели штампованные стальные диски сдаются просто так, без боя? И вообще, на что стоит обратить внимание при выборе колесных дисков, легкосплавных или стальных?
Типы колесных дисков
В настоящее время выделяют два типа колесных дисков: легкосплавные и стальные. Легкосплавные колесные диски, в свою очередь, разделяют на две большие группы по материалу, из которого их делают: или из сплавов на основе алюминия, или из сплавов на основе редких металлов (магний или титан). Однако титановые и магниевые диски встречаются все реже: эти материалы дороги в производстве и капризны в эксплуатации. Поэтому сейчас на передний план вышли алюминиевые диски. Есть несколько методов производства легкосплавных дисков: легкосплавных литых (обычная отливка - это самый быстрый и недорогой способ), легкосплавных кованых (отливки под давлением: диск получается более крепким и легким, однако он дороже), легкосплавных катаных (отливка с раскатыванием обода - это нечто среднее между двумя способами, описанными выше) и складных колесных (диск состоит из трех частей, соединенных у обода множеством маленьких болтов).
Обычные штампованные стальные диски намного проще в производстве и материале. Из железа методом штамповки выходят две части диска, которые затем соединяются электросваркой. Для того, чтобы защитить стальные диски от дальнейшей ржавчины, их красят - обычно в черный или серебристый цвет.
Следует вспомнить, что окрашивают и легкосплавные диски, однако, кроме защиты материала
диска от воздействия агрессивной окружающей среды, здесь это делается и для предоставления колесу большей красоты. Поэтому легкосплавные диски могут быть окрашены в серебристый, темно-серебристый, черный глянцевый или черный матовый и белый цвет. Встречаются варианты и с комбинированным окрасом (черный диск с белым ободом) или с окраской в цвета радуги - красный, зеленый, серебристый, синий и другие.
Преимущества и недостатки
Главное преимущество любых легкосплавных дисков следует из их названия: они значительно
легче обычных стальных колес. Разница в массе одного диска составляет 1-2 кг (для небольших
дисков размером 13-14 дюймов) и может достигать 3-5 кг (для диска размером 15-16 дюймов).
Таким образом, четыре легкосплавных диска позволяют выиграть до 20 кг, причем как раз там,
где это наиболее важно - в ходовой части, в сфере так называемых неподрессоренных масс. Ведь снижение неподрессоренных масс должно положительно влиять на срок службы подвески, создает комфорт при езде, чувствительность и четкость при управлении автомобилем. Легкосплавные колесные диски имеют еще одно преимущество: благодаря большим отверстиям между спицами они позволяют лучше охлаждать тормозные механизмы автомобиля.
Однако и стальные колесные диски имеют свои козыри. Прежде всего это «податливость» металла: при сильном ударе о край ямы или большую бровку такой диск только гнется, поэтому впоследствии его «геометрии» можно легко исправить. При похожем ударе дешевый легкосплавный литой диск может расколоться, почем его придется заваривать, что навсегда нарушит структуру материала. Поэтому следует выбирать качественные, а значит и дорогие литые диски или даже кованые/катаные (но они еще дороже), которые успешно противостоят нашим непростым дорогам. И здесь становится заметно и другое преимущество стальных колес - их цена. Она в разы меньше, чем цены на аналогичные по размеру легкосплавные диски.
Обозначения размеров и параметров
Теперь, когда стало легче определиться с типом и материалом дисков, следует обратить
внимание на размер колес. Отправной точкой служит штатный размер колесных дисков, и лучше придерживаться этих размеров или размеров, указанных в качестве альтернативы в инструкции по эксплуатации относительно автомобиля. Но что означают эти размеры, наборы букв и цифр? Колесный диск - легкосплавный или штампованный стальной - состоит из нескольких основных элементов: обода, в который устанавливается шина; сердцевины, к которой крепится сам диск подвески автомобиля, и спиц, которые соединяют обод и сердцевину. Так вот размер диска описывает параметры всех этих частей.
Например, рассмотрим обозначения BBS 123 (R15 W6.5 PCD4x100 ET35 DIA65). Диск может
называться и как BBS 123 (6.5x15 PCD4x100 ET35 DIA65). То есть два первых параметра
записываются в обратном порядке. Логично то, что BBS - это торговая марка, а 123 - указание
модели. Однако дальше начинается самое интересное:
- R15 - указание диаметра обода диска в дюймах, а следовательно и диаметра покрышки,
которая на него надевается;
- W6.5 - указание ширины обода диска в дюймах, поэтому соответственно это и посадочный
размер шины на диск, аналог ширины шины в миллиметрах;
- PCD4x100 - посадочный размер уже собственно диска на колесную ступицу, который описывает количество болтов для крепления диска (в данном случае их четыре) и расположение этих болтов на окружности (в данном случае диаметром 100 мм);
- ET35 - вылет диска, то есть смещение диска ближе к центру машины (записывается как ЕТ35
- смещение на 35 мм), или дальше наружу от центра машины (записывается со знаком минус -
которые ЕТ - 35, аналогично 35 мм);
- DIA65 - посадочное отверстие диска; т.е. это отверстие по центру диска, которым его
надевают на колесную ступицу, записывается в миллиметрах: в данном случае он равен 65 мм.
Следует понимать, что среди этого набора знаков и цифр нет «лишних буквочек»: каждый пункт за что-то отвечает, поэтому не «позволит» пренебрегать им. Основные параметры - диаметр и ширина диска - фактически описывают размер шины, которую можно установить на диск. Выберешь диски большие и/или шире - и придется покупать большую шину, которая, в свою очередь, может затирать колесные арки. Колесный диск с отверстиями под четыре болта невозможно установить на автомобиль, рассчитанный под пять болтовых дисков: на эти параметры четко указывает посадочный размер «под болты» (PCD). Игры с вылетом (ЕТ) приводят к повышению нагрузки на подшипники колесной ступицы и быстрому износу деталей ходовой части. В итоге красивый, но «неправильный» по вылету диск чреват дорогой ремонт подвески. Наконец центральное отверстие (DIA) также следует подбирать максимально близким к оригинальному. Конечно, если отверстие у диска слишком большой, а ступица маленькая, то можно установить между ними проставочную шайбу, но желательно, чтобы они были минимальны. Хорошо то, что сейчас один диск - с одним диаметром и шириной - часто выпускается сразу с несколькими размерами - PCD, ET и DIA.
Эксплуатация колесных дисков
Чтобы информация о колесных дисков была полной, следует упомянуть и об уходе за ними.
Приведем несколько основных правил. Во-первых, колесные диски - и легкосплавные литые, и
железные штампованные - следует периодически промывать на автомобильной мойке, напоминая мойщику об этом. Ведь колесные диски зачастую загрязняются мелкой пылью от тормозных колодок, и если ее периодически не смывать, то со временем эта пыль буквально приклеится к внутренней поверхности дисков - и убрать его будет очень и очень трудно. Во-вторых, все колесные диски нужно подкрашивать при повреждении слоя краски на них о камни или бордюры. Ведь в стальных дисках краска служит для защиты железа от возможной коррозии при контактах с водой, а в легкосплавных дисках краска защищает алюминиевый сплав от контакта с агрессивной средой (тает снег с солью, расплылись масло или бензин на поверхности воды) и электрохимической коррозией.
Аналогичной целью очистки и защиты дисков, а также для придания им большего блеска служат и специальные полироли. Не лишней будет и периодическая обработка дисков такими составами. Вот такое нехитрое третье правило.
Типы колесных дисков
В настоящее время выделяют два типа колесных дисков: легкосплавные и стальные. Легкосплавные колесные диски, в свою очередь, разделяют на две большие группы по материалу, из которого их делают: или из сплавов на основе алюминия, или из сплавов на основе редких металлов (магний или титан). Однако титановые и магниевые диски встречаются все реже: эти материалы дороги в производстве и капризны в эксплуатации. Поэтому сейчас на передний план вышли алюминиевые диски. Есть несколько методов производства легкосплавных дисков: легкосплавных литых (обычная отливка - это самый быстрый и недорогой способ), легкосплавных кованых (отливки под давлением: диск получается более крепким и легким, однако он дороже), легкосплавных катаных (отливка с раскатыванием обода - это нечто среднее между двумя способами, описанными выше) и складных колесных (диск состоит из трех частей, соединенных у обода множеством маленьких болтов).
Обычные штампованные стальные диски намного проще в производстве и материале. Из железа методом штамповки выходят две части диска, которые затем соединяются электросваркой. Для того, чтобы защитить стальные диски от дальнейшей ржавчины, их красят - обычно в черный или серебристый цвет.
Следует вспомнить, что окрашивают и легкосплавные диски, однако, кроме защиты материала
диска от воздействия агрессивной окружающей среды, здесь это делается и для предоставления колесу большей красоты. Поэтому легкосплавные диски могут быть окрашены в серебристый, темно-серебристый, черный глянцевый или черный матовый и белый цвет. Встречаются варианты и с комбинированным окрасом (черный диск с белым ободом) или с окраской в цвета радуги - красный, зеленый, серебристый, синий и другие.
Преимущества и недостатки
Главное преимущество любых легкосплавных дисков следует из их названия: они значительно
легче обычных стальных колес. Разница в массе одного диска составляет 1-2 кг (для небольших
дисков размером 13-14 дюймов) и может достигать 3-5 кг (для диска размером 15-16 дюймов).
Таким образом, четыре легкосплавных диска позволяют выиграть до 20 кг, причем как раз там,
где это наиболее важно - в ходовой части, в сфере так называемых неподрессоренных масс. Ведь снижение неподрессоренных масс должно положительно влиять на срок службы подвески, создает комфорт при езде, чувствительность и четкость при управлении автомобилем. Легкосплавные колесные диски имеют еще одно преимущество: благодаря большим отверстиям между спицами они позволяют лучше охлаждать тормозные механизмы автомобиля.
Однако и стальные колесные диски имеют свои козыри. Прежде всего это «податливость» металла: при сильном ударе о край ямы или большую бровку такой диск только гнется, поэтому впоследствии его «геометрии» можно легко исправить. При похожем ударе дешевый легкосплавный литой диск может расколоться, почем его придется заваривать, что навсегда нарушит структуру материала. Поэтому следует выбирать качественные, а значит и дорогие литые диски или даже кованые/катаные (но они еще дороже), которые успешно противостоят нашим непростым дорогам. И здесь становится заметно и другое преимущество стальных колес - их цена. Она в разы меньше, чем цены на аналогичные по размеру легкосплавные диски.
Обозначения размеров и параметров
Теперь, когда стало легче определиться с типом и материалом дисков, следует обратить
внимание на размер колес. Отправной точкой служит штатный размер колесных дисков, и лучше придерживаться этих размеров или размеров, указанных в качестве альтернативы в инструкции по эксплуатации относительно автомобиля. Но что означают эти размеры, наборы букв и цифр? Колесный диск - легкосплавный или штампованный стальной - состоит из нескольких основных элементов: обода, в который устанавливается шина; сердцевины, к которой крепится сам диск подвески автомобиля, и спиц, которые соединяют обод и сердцевину. Так вот размер диска описывает параметры всех этих частей.
Например, рассмотрим обозначения BBS 123 (R15 W6.5 PCD4x100 ET35 DIA65). Диск может
называться и как BBS 123 (6.5x15 PCD4x100 ET35 DIA65). То есть два первых параметра
записываются в обратном порядке. Логично то, что BBS - это торговая марка, а 123 - указание
модели. Однако дальше начинается самое интересное:
- R15 - указание диаметра обода диска в дюймах, а следовательно и диаметра покрышки,
которая на него надевается;
- W6.5 - указание ширины обода диска в дюймах, поэтому соответственно это и посадочный
размер шины на диск, аналог ширины шины в миллиметрах;
- PCD4x100 - посадочный размер уже собственно диска на колесную ступицу, который описывает количество болтов для крепления диска (в данном случае их четыре) и расположение этих болтов на окружности (в данном случае диаметром 100 мм);
- ET35 - вылет диска, то есть смещение диска ближе к центру машины (записывается как ЕТ35
- смещение на 35 мм), или дальше наружу от центра машины (записывается со знаком минус -
которые ЕТ - 35, аналогично 35 мм);
- DIA65 - посадочное отверстие диска; т.е. это отверстие по центру диска, которым его
надевают на колесную ступицу, записывается в миллиметрах: в данном случае он равен 65 мм.
Следует понимать, что среди этого набора знаков и цифр нет «лишних буквочек»: каждый пункт за что-то отвечает, поэтому не «позволит» пренебрегать им. Основные параметры - диаметр и ширина диска - фактически описывают размер шины, которую можно установить на диск. Выберешь диски большие и/или шире - и придется покупать большую шину, которая, в свою очередь, может затирать колесные арки. Колесный диск с отверстиями под четыре болта невозможно установить на автомобиль, рассчитанный под пять болтовых дисков: на эти параметры четко указывает посадочный размер «под болты» (PCD). Игры с вылетом (ЕТ) приводят к повышению нагрузки на подшипники колесной ступицы и быстрому износу деталей ходовой части. В итоге красивый, но «неправильный» по вылету диск чреват дорогой ремонт подвески. Наконец центральное отверстие (DIA) также следует подбирать максимально близким к оригинальному. Конечно, если отверстие у диска слишком большой, а ступица маленькая, то можно установить между ними проставочную шайбу, но желательно, чтобы они были минимальны. Хорошо то, что сейчас один диск - с одним диаметром и шириной - часто выпускается сразу с несколькими размерами - PCD, ET и DIA.
Эксплуатация колесных дисков
Чтобы информация о колесных дисков была полной, следует упомянуть и об уходе за ними.
Приведем несколько основных правил. Во-первых, колесные диски - и легкосплавные литые, и
железные штампованные - следует периодически промывать на автомобильной мойке, напоминая мойщику об этом. Ведь колесные диски зачастую загрязняются мелкой пылью от тормозных колодок, и если ее периодически не смывать, то со временем эта пыль буквально приклеится к внутренней поверхности дисков - и убрать его будет очень и очень трудно. Во-вторых, все колесные диски нужно подкрашивать при повреждении слоя краски на них о камни или бордюры. Ведь в стальных дисках краска служит для защиты железа от возможной коррозии при контактах с водой, а в легкосплавных дисках краска защищает алюминиевый сплав от контакта с агрессивной средой (тает снег с солью, расплылись масло или бензин на поверхности воды) и электрохимической коррозией.
Аналогичной целью очистки и защиты дисков, а также для придания им большего блеска служат и специальные полироли. Не лишней будет и периодическая обработка дисков такими составами. Вот такое нехитрое третье правило.
Комментариев нет:
Отправить комментарий