среда, 9 октября 2013 г.

Генная инженерия: На пользу или во вред?


  Теперь даже не верится, что не так давно генетику у нас называли "продажной девкой империализма". Ныне эта наука не только получила всемирное признание, но и удостоилась максимального количества научных премий, в том числе нобелевских.

  Первые шаги генетики
  Появлению и развитию современной генетики мы обязаны австрийскому монаху Грегору Менделю. Именно он, заинтересовавшись процессом гибридизации растений, стал проводить в монастырском саду опыты на горохе и сформулировал законы, объясняющие механизмы наследования. Правда, в конце XIX в. общество мало интересовалось какими-то нуклеиновыми кислотами и «глупым горохом». О Менделе вспомнили только в начале прошлого века, когда с развитием представлений о генах была осознана вся важность сделанных ученым выводов.
  Более 30 лет спустя датский биолог Вильгельм Иогансен назвал единицы наследственности  генами (от гр. genos — род, происхождение). Позже американец Томас Морган выдвинул хромосомную теорию наследственности, озвучив мысль о том, что передачу информации в клетке осуществляют хромосомы, содержащие гены. А то, что вся наследственная информация записана на определенные носители, было установлено группой исследователей во главе со специалистом по мушкам-дрозофилам Освальдом Эвери. И носителями этими оказались хорошо знакомые нам сегодня  ДНК и РНК. Это открытие стало поистине спринтерским рывком в будущее.

  Дети по заказу
  С тех пор работы в этой области не прекращались, постепенно подталкивая ученых к целостной расшифровке человеческого генома. К слову, геном, нередко называемый «книгой изни», представляет собой совокупность всех генов организма, его полный хромосомный набор. Расшифровать его код — значит, понять, как устроена жизнь. И небезызвестное клонирование, вероятнее всего, только первая ступень к чему-то большему, значимому, весомому.
  Постепенно получение информации о собственных генетических особенностях для каждого из жителей нашей планеты превращается из научно-фантастической перспективы в насущную потребность. Что подтверждает и судьба американки Джессики Коллинз из штата Вирджиния, ставшей знаменитой еще до своего рождения. Первый ребенок в мире, чей пол был заранее запрограммирован по желанию родителей, положил начало дизайнерскому направлению в индустрии деторождения. В перспективе это может дать возможность выбирать для своего чада цвет глаз,  волос, форму носа и рост. А еще — предсказывать, к каким наследственным заболеваниям будет предрасположен человек, какие меры профилактики и лечения могут быть предприняты, причем задолго до его рождения.

  Природный отсев
  А ведь еще совсем недавно природа сама занималась сортировкой человечества по своему усмотрению, исходя исключительно из способности людей к выживанию. Так, всего столетие тому назад половина Америки и Европы полегла от испанского гриппа, так как еще не было противовирусных препаратов и врачи не могли остановить эпидемию. Несметное количество женщин умирало во время родов. В течение этого же процесса погибали слабые и недоношенные младенцы. Сейчас медики научились спасать многих генетически больных детей и даже пятимесячных новорожденных, которые раньше рассматривались врачами как выкидыши. Среди болезней, с которыми ученые научились бороться, — чахотка, чума, холера, тиф. Но вот какой парадокс: человечество за последнее столетие впечатляюще прогрессировало в своих научных открытиях — и в результате получило… генетически нестабильное потомство, зависимое от многих и многих факторов, а зачастую и вовсе неспособное существовать без медицинского вмешательства.

  Эксперементы на животных
  Как известно, генная инженерия занимается изменениями биологической системы как людей, так и животных. Одной из первых генетических подопытных была белтсвильская свинья. Предполагалось, что это будет супермясистая порода: для того, чтобы животное росло быстрее и было толще, ученые ввели в его ДНК человеческий ген роста, а в результате вырастили большую свинью, больную хроническим артритом, не умеющую ходить и передвигающуюся ползком.
  Позже ученые-генетики подвиглись на создание гигантской мыши, которая в два раза превосходила по размерам и весу обыкновенных грызунов. Введение человеческого гена в ДНК мыши привело к быстрому росту раковых клеток — и, как следствие, к ее скорой смерти.
  Еще более странные опыты проводились над коровами, в частности над бельгийской голубой. Ей был введен ген, отвечающий за увеличение мышечной массы, что позволило выводить больших по размеру телят. Но вот незадача — у коров, рожденных в результате такого эксперимента, бедра оказались тоньше и таз уже, чем у обычной буренки. Поэтому и без того непростой процесс родов для таких животных стал настоящей пыткой.
  Да и прославившейся овечке Долли — первому теплокровному животному, рожденному путем клонирования, повезло не больше. На протяжении всех шести с половиной лет своей жизни она страдала артритом вкупе с прогрессирующим заболеванием легких, почему ее, собственно говоря, в конечном итоге и усыпили. И хотя Долли стала самой известной овцой в истории науки, а ее чучело было выставлено в Эдинбургском королевском музее, с этической стороны эксперимент вряд  ли можно было назвать удачным. Сотни клонированных овец, которых даже называли похожими именами (Поли, Молли и т. д.), постигла та же участь.

  Работа над ошибками
  Параллельно с развитием биотехнологий формировалась и напрямую связанная с ней наука —  биоэтика. Главный вопрос, возникающий при рассмотрении этой темы, можно сформулировать так: допустимо ли с точки зрения моральных норм хирургическое вмешательство в генотип животных и,  в первую очередь, человека? Проблема, исходя из необходимости лечения наследственных болезней, весьма актуальная. Желание исправить, как мы привыкли выражаться, «ошибки природы» как раз и вынуждает нас обращаться к генной инженерии. Однако никто не может дать гарантии, что она не будет использована во вред человеку, как это произошло со многими открытиями в области физики, химии и других наук. Да, цели генной инженерии гуманны. Но вспомним, ведь и открытие атома изначально не предполагало угрозу атомной войны или чернобыльскую трагедию. Иными словами, возникает дилемма: или дать миру новые источники тревог, так или иначе связанные с покушением на свободное развитие личности, или намеренно заморозить этот процесс.
  Настораживает прежде всего мысль о возможности манипулирования сознанием людей: то, чего раньше добивались путем социально-политического, идеологического, педагогического и других  форм воздействия, сейчас может происходить на уровне генетики. При этом на другой чаше весов — ограничение процесса познания вообще. Вопрос, какая из чаш перевесит, остается открытым. Неоспоримо лишь то, что стабилизировать геном и генофонд человека можно только в условиях благоприятной природной и социальной среды, а это уже в наших силах.

  Интересные факты
  Все представители рода человеческого на 99,9% идентичны по ДНК, что, с точки зрения генетики, начисто отметает всякие основания для расизма. Уровень мутаций у мужчин в два раза превышает аналогичный показатель у представительниц прекрасного пола. Так что своим прогрессом человечество обязано мужчинам, а вот во всем остальном, похоже, женщины держат планку первенства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий