пятница, 18 октября 2013 г.

Откуда взялось слово "седан"?


  Это слово из пяти букв мы часто употребляем, потому что седан - самый популярный у нас тип кузова. Но происхождение термина является загадкой. Даже трудно понять, из какого языка произошло это слово, - немцы, например, называют этот же тип кузова лимузином, а у французов еще есть и одноименный город - Седан!

  Так откуда взялось слово «седан»?
  По одной версии, оно происходит с юга Италии - так называли паланкины, некие носилки премиум -класса. Простейшие из них напоминали кресло с двумя прибитыми к нему ручками, а изысканные были небольшого размера каретами без колес. В любом случае пассажир внутри сидел («сидеть» по-итальянски - sedere) на кресле (а «кресло» - sede), поэтому это примитивное транспортное средство со временем приобрело «сидячее» название.

  По второй версии, паланкин «прибыл» в Европу из Южной Америки, где испанцы подсмотрели его идею у племен инков, по третьей - его смастерили в Азии. Такой «вид транспорта», кстати, до сих пор пользуется популярностью во время свадебных церемоний в Китае.
  Кареты, кстати, были упомянуты не зря. Когда их стали делать все в большем количестве, то кроме роскошных многоместных экипажей появились и очень компактные - на одного -двух человек. Внешне они напоминали поставленный на колеса паланкин - седан: поэтому неудивительно, что слово «седан » прилипло и к каретам с коротким и высоким кузовом характерной формы.
  Отсюда до автомобиля оставался один-единственный шаг. И сделал его в 1899 г. Луи Рено - один из основателей одноименной французской фирмы. Его супруге надоело то поднимать, то опускать складной верх семейного Renault Type B, поэтому Луи установил на имеющееся шасси короткий и высокий кузов, превратив таким образом автомобиль в самоходный седан. Правда, у нас язык бы не повернулся назвать этот Type B седаном: две двери, один ряд сидений... Но тогда под седаном понимали просто закрытый автомобиль - это уже потом появилась вакханалия купе, универсалов и хэтчбеков...
  Кузов Renault Type B - первого автомобиля с жесткой крышей - по форме действительно очень похож на «кузов» паланкина.
  Официально Луи Рено свой Type B седаном не называл. Да и другие автопроизводители не использовали этот термин до 1911 г., до тех пор, пока название Sedan не получила новая модель забытой сейчас американской марки Speedwell. Дверей в той машине, как и раньше, было две, а вот мест - уже четыре. Именно после появления Speedwell Sedan слово «седан» начало постепенно приобретать привычное для нас значение - автомобиль с жесткой крышей, опирающейся на три стойки, с двумя или более рядами полноценных сидений и изолированным от салона багажным отсеком. Впрочем, до появления знакомого трехобьемного силуэта прошло еще 20 лет. Ведь сначала багаж оставляли в отдельный кофр, некий огромный чемодан, который крепился к кузову или непосредственно на раму. И только в начале тридцатых годов отделение для багажа «переехало» внутрь кузова: считается, что первым «настоящим» седаном стал кузов, лондонской фирмы Barker, которая разработала в 1930 г., для установки на шасси Rolls-Royce Phantom II Continental.
  Представители Rolls-Royce сами рекомендовали своим клиентам заказывать уникальные кузова у фирмы Barker, чьи дизайнеры стали авторами первого «настоящего» седана.
  Интересно то, что во многих странах слово «седан» не прижилось. Например, англичане предпочитают называть этот тип кузова словом saloon, а в Германии даже недорогой седан - вроде Renault Logan - будет упомянут в объявлении о продаже как limousine!

Комментариев нет:

Отправить комментарий