Став фараоном, Аменхотеп IV фактически делил власть с Нефертити. На всех официальных встречах, дипломатических приемах она находилась рядом с ним. На самых высоких заседаниях ее присутствие было обязательным. и если, выступая, фараон что-то забывал или не мог сразу решить вопрос, он, не стесняясь «посторонних», спрашивал у нее совета.
Жизнь без календаря
О жизни этой царицы за последние сто лет (раньше о ее существовании просто не знали) появилось огромное количество литературы. Много в ней спорного, противоречивого, до конца не исследованного, еще больше гипотез и предположений, так как древние египтяне не вели летописи и дневники. Не было у них в нашем понимании летоисчисления, они не записывали на своих каменных скрижалях ни даты рождения, ни даты смерти своих повелителей, не сообщали, когда и с кем воевали или устанавливали мир. Свой же календарь начинали заново с каждого восходящего на престол фараона. А время понимали, сплошной ритуальный праздник, и не видели необходимости ставить на нем какие-то отметки. Вообще их вера, обычаи, обряды и психология сильно отличаются от наших. Когда знакомишься с их древней жизнью, создается впечатление, что имеешь дело с инопланетянами.
В Египте существовала очень плохая традиция — фараонам жениться на своих дочерях или близких родственницах. По крайней мере так чаще всего и происходило, хотя были и исключения. Можно понять их логику — чтобы не допускать в свой царский круг чужих по крови. Жрецы, прекрасно понимавшие, что подобное ведет к вырождению, поощряли именно такие браки. Кстати, в те времена они являлись там самой настоящей, можно сказать без преувеличения, законодательной кастой, и в то же время своего рода идеологической партией, которая представляла собой целую армию в сотни тысяч человек. Именно жрецы составили кодекс поведения всех людей от их рождения до смерти в зависимости от положения в обществе, и ни одна душа не имела права отступать от правил-канонов ни влево, ни вправо, ни на шаг.
Даже фараон. У него было больше всех прав, юридически он считался полным самодержцем и мог поступать в своих владениях, как ему заблагорассудится: миловать или казнить тысячи подданных, иметь невиданные и неслыханные богатства. Словом, власть у него была абсолютная и непререкаемая при одном условии: он не должен изменять установленный жрецами миропорядок, который был заведен тысячи лет тому назад и который должен был длиться вечно. За этим они бдительно следили, и если вдруг всемогущий владыка начинал проявлять хоть малейший интерес к переменам, то быстро исчезал с лица земли. А когда появлялся новый, истово молились за здоровье его и его семьи, сравнивая его с величайшими божествами Египта (а их насчитывалось тогда, включая местных, более 2,5 тыс.). Так что от всевидящего ока жреческого племени не был защищен ни один самый могучий фараон, каждый из которых прекрасно знал это. Поэтому они даже не пытались не то чтобы изменить, но даже поколебать подобный религиозно-теологический фундамент, пока не появилась Нефертити…
Прежде чем рассказывать о ней, вернее о ее необычной роли, несколько слов нужно сказать о том, кто правил тогда Древним Египтом. Это был XIV век до н.э., другими словами, все происходило 34 столетия тому назад. Кроме самой метрополии, а это современные границы страны, она имела по тем временам еще и огромные колонии и на западе, и на востоке. Тут не место останавливаться на том, как возникла в то время мощная египетская империя. Еще недавно она была порабощена народом, имя которого мало кто сегодня знает — гиксосами, и те 150 лет безраздельно хозяйничали в стране. Правда, не без пользы для Египта, ибо именно от них он получил лошадь и колесницу. Но, как это обычно бывает, нашелся среди местного населения предводитель, который собрал ополчение и прогнал оккупантов, а потом объявил себя фараоном.
Не стану называть ни его имени, ни имен его последующих наследников, которые отличались твердым характером и необычной воинственностью, благодаря чему Египет быстро покорил окружающие его народы. Но один из представителей этой династии — Аменхотеп III — не пошел в своих предков: никого не завоевывал, предпочитая мирно-спокойную жизнь, и дабы не ссориться с соседними странами, откупался, если возникали какие-то конфликты, дорогими подарками. Как раз у него в гареме и находилась тогда Нефертити. Тут надо обязательно сделать уточнение к слову «гарем», так как у египтян оно имело совершенно иной смысл, чем, скажем, у мусульман. Это скорее были так называемые второстепенные жены при фараоне, кстати, чаще девицы из знатных семей как Египта, так и соседних государств. У каждой из них были свой дворец-особняк и придворные, которые входили в состав свиты. Исследователи эпохи обнаружили, что одна из них — принцесса из страны Митани — имела при себе 317 барышень.
Появление Нефертити
Появление Нефертити при дворе Аменхотепа III египтологи объясняют по-разному. По одной версии, она была египтянкой из вполне почетного рода и являлась близкой родственницей кормилицы, а эта должность считалась по статусу достаточно высокой. Если же учесть, что ее муж ведал всеми колесницами фараона и даже не раз занимал высокие правительственные посты, то и Нефертити можно свободно причислить к уважаемым гражданкам Египта.
Но есть и другая версия: она была из чужого роду-племени, хотя и являлась принцессой по рождению. А жила в одной из стран Месопотамии, носила имя Тадучепа, в 15 лет ее обменяли за тонну драгоценностей и привезли в Египет. Но хотя Аменхотеп III стал видеть ее в своем дворце почти каждый день, на нее как на женщину он совершенно не обращал внимания. У него были свои высокие фараонские заботы, а в свободное время он предавался развлечениям или вместе со своей женой Тийей катался на лодке по Нилу.
А вот его сын, который станет позже Аменхотепом IV… Хотя очень многое в его биографии покрыто глубокой тайной. Известно, что он правил 17 лет, но когда взошел на престол и в каком возрасте, точно не известно. Одни считали, что в 16, а другие чуть ли не в 24 года. Можно с уверенностью сказать одно, что он рано стал соправителем. В Египте существовал такой порядок: фараон-старший через 30 лет передавал «половину» своей власти наследнику, которого выбирал сам, если у него было несколько сыновей. А то, что он женился на Нефертити по любви, совершенно точно. Можно только догадываться, какое огромное влияние имела на него молодая женщина. Такое ощущение, что он не только безумно любил ее, а буквально боготворил. Потому что, встретив ее, забыл о всех других красавицах и смотрел только на нее, любовался только ею, говорил только о ней. Став фараоном Аменхотепом IV, фактически делил власть с ней. На всех официальных встречах, дипломатических приемах Нефертити находилась рядом с ним. На самых высоких заседаниях ее присутствие было обязательным. И если, выступая, фараон что-то забывал или не мог сразу решить вопрос, он, не стесняясь «посторонних», спрашивал у нее совета. Каждый вечер, когда проверял заставы, где находилась стража, с ним в колеснице всегда находилась Нефертити, и стража отчитывалась о порядках не только перед фараоном, но и перед ней. При этом молодая царица умела держаться так мило и просто, не кичась своей властью, что к ней, не боясь, могли обращаться за заступничеством и милосердием, и она всегда к просьбам подданных относилась крайне добросовестно и ответственно, стараясь по возможности помочь чем могла.
Если бы речь шла только о необыкновенной любви молодого владыки к юной красавице, то не стоило бы писать на такую тему, ведь высокие чувства знакомы людям любого социального положения. А тут это только фон, декорация, которые помогают объяснить то, что вдруг резко изменило всю жизнь Египта, направило ее русло в совершенно ином направлении, превратив в совсем другую страну. Причем это произошло стремительно-быстро и психологически неожиданно, словно тихая равнинная река внезапно превратилась в горную, в яростно-бушующий поток, который все беспощадно сметает на своем пути. Причем реформистский катаклизм является беспрецедентным не только в многовековой летописи Египта, но и мира. Это историческое событие можно назвать и революцией, где были два автора — Аменхотеп IV и Нефертити. Он был взломщиком всего устоя страны, имеющей вековые устои, она — не просто первая помощница и сообщница, но и тот мощный идейный генератор, который вдохновлял фараона буквально все перевернуть в родном государстве. Вот эту роковую роль Нефертити в судьбе Аменхотепа и жизни страны исследователи той эпохи почему-то не видят, сосредоточив все внимание на необычно гармоничных и личных отношениях царя и царицы. Но они были не менее идеальны и у предыдущего фараона и его жены и таковыми оставались до конца их совместной жизни. А ведь судьба у Аменхотепа IV и Нефертити оказалась совсем иной, если не трагической, то остро-драматической, а ярко-пылкая любовь превратилась в противоположность.
Это к слову, а я вернусь к своему сценарию, когда молодой соправитель и его прекрасная жена жили душа в душу, наслаждаясь радостями бытия, счастьем, покоем и молитвенным почитанием подданных. И в этом богатом царстве-государстве, казалось, не было даже одной маленькой тучки, которая хотя бы на миг затмила в прямом и переносном смысле солнце.
Солнце новой жизни
Хотя это самое солнце в те годы стало для них не только символом тепла и света, но как бы главной целью жизни, ибо они решили, что только ему должны поклоняться все народы египетской империи.
В данном случае не стану заниматься теологическими понятиями божественности того времени, перечисляя названия сверхъестественных сил. Еще из школьных учебников известно одно и, пожалуй, самое запоминающееся название бога Солнца — Ра. Только тогда египтяне называли его полным именем — Амон Ра. Так вот как раз из-за него и разгорелся сыр-бор. Нам трудно понять, почему Аменхотеп IV «восстал» против этого божества. Правда, первые годы, будучи соправителем, он не «роптал», и вместе с Нефертити добросовестно молился Амону. А потом вдруг при Карнакском храме (этот комплекс находился в столице Египта — Фивах) создал целую галерею бога Атона. Никто этому не удивился, ибо, как я уже говорил, в Египте было множество богов, и не только центральных, но и периферийных, и никто не возбранял приносить жертвоприношения и молиться тому, кого больше почитал, в которого имел больше веры. Отец фараона-младшего, например, тоже выделял Атона из всего пантеона, и это считалось нормальным, ибо это тоже был солнечный бог, всеми признаваемый и уважаемый. Но когда Аменхотеп IV стал демонстративно игнорировать все многочисленное божественное семейство, кроме своего любимца, наверное, это вызвало у кого-то удивление, а у жрецов, естественно, раздражение.
Продолжение:
(Часть 3)
(Часть 4)
(Часть 1)
-------
счетчик посещений