Этот таинственный сияющий город, раположенный на острове, соединенном с материком тонким перешейком, как сказочный мираж притягивает к себе внимание и волнует воображение всех без исключения гостей болгарского солнечного берега. Городу, расположенному на этом "таинственном острове", три тысячи лет. Это древний несебр, чья история схожа с историей нашего крымского Херсонеса.
Но в отличие от Херсонеса Несебр выстоял в веках, сохранив основные свои памятники разных эпох, — от античности и до бурного XIX в. Но самое главное, что в древнем Несебре, на крошечном клочке суши, в отличие от Херсонеса, навеки превращенного в «священные руины», и сегодня благополучно живут и трудятся люди.
Старый Несебр расположился на крохотном клочке земли всего в 350 м в обхвате и протяженностью в 850 м. С остальным миром он соединен тонюсеньким канатиком земли в несколько десятков метров, по которому к нему и направляются ежедневно тысячи туристов со всего курортного побережья Болгарии — от Варны до Созополя. Да, это своеобразная туристическая Мекка, жемчужина черноморского побережья Болгарии, музей под открытым небом, где спокойно соседствуют разные эпохи и культуры, где каждая улочка, каждый узкий проход между старинными бревенчатыми домами манит, влечет за собой, как бы приглашая перейти из одного музейного зала в другой и открыть для себя очередную тайну. А над головой у тебя — бездонное лазурное небо с плывущими по нему ажурными барашками облаков. А еще — чайки, важно сидящие на дымоходах и черепичных крышах этих «игрушечных» домиков. И переходя от одной крошечной площади к другой, ты неизменно упираешься взглядом в синеву моря, которое видно здесь буквально отовсюду, из каждого узенького проулка, из-за каждого дома — его запах доносит ласковый южный ветерок. И это неудивительно — море и в самом деле здесь повсюду, от него никуда не спрятаться, не деться, ведь оно окружает этот сказочный древний полуостров со всех сторон, оно кормит и оберегает его на протяжении веков, оно же и связывает его с внешним миром…
Романтики и аборигены
Ничтожный этот по своим размерам клочок суши можно обойти вдоль и поперек неторопливым прогулочным шагом за какой-нибудь час. А можно «увязнуть» тут и на целый день. А кому-то и недели не хватит, чтобы в полной мере насладиться его прелестью, прочувствовать его неповторимое очарование, все его стороны, грани, все его многоцветье и разнообразие, оставив в душе что-то свое, сокровенное, то, что подвластно только одному тебе и никому больше. Думаю, что таких людей наберется немало. Их сразу примечаешь среди пестрой, многоликой и разноязычной толпы туристов, движущейся непрерывно по узким завораживающим улочкам Несебра, по восторженным и слегка отрешенным взглядам. Что говорить — прекрасное место для влюбленных и просто для мечтателей и романтиков, ищущих чуда на нашей грешной земле.
Постоянное население этого чудесного полуострова, представьте себе, имеется и таковое — составляет около тысячи человек. Все они в той или иной мере — служители этого уникального «живого» музея под открытым небом. Причем какая-то часть местного населения, в буквальном смысле, работает в многочисленных здешних музеях, а кто-то — музейщик, так сказать, поневоле, поскольку родился здесь и вырос. В миру же многие аборигены подвизаются на ниве гостиничного и ресторанного бизнеса, многие занимаются торговлей: центральные улицы города заполнены всевозможными лавками со всякой всячиной, начиная от сувениров и заканчивая картинами и иконами. В череде торговых рядов встречаются и весьма солидные «бутики», при влекающие вожделенные взгляды модниц из всех стран и континентов. Есть среди местного населения и прослойка художников и мастеров, поставляющих свои произведения в многочисленные здешние лавочки и магазинчики или же торгующих ими самолично на любом удобном перекрестке. Сохранилось в древнем Несебре и племя рыбаков — потомков храбрых и мужественных моряков, некогда населявших эти земли. Их катера и лодки покачиваются на волнах у здешних причалов. В общем, в этом сказочном старинном городе найдется что посмотреть и чем насладиться людям самых разных наклонностей, интересов и вкусов. Пройдемся же и мы по узким извилистым улочкам этого удивительного города. Пускай сумбурно, полагаясь лишь на всегдашние наши «авось и случай», зато сколь необычные и разнообразные впечатления остаются после таких вот бестолковых блужданий.
Знакомые черты
Как по мне, этот «таинственный остров» с высоты птичьего полета очень напоминает очертаниями наш Крым, особенно если глядеть на него со стороны моря (оценено по фотоснимкам из журналов). У местного же населения свой взгляд: аборигены сравнивают его с ладонью, на которой уместился весь этот «игрушечный городок». И они, конечно, правы, поскольку, откуда ни взгляни на него с суши, увидишь вытянутую полоску земли с неровными очертаниями разномастных здешних домишек, неизменно прикрытых от палящего южного солнца красными шапками черепичных крыш.
Перед входом в город людей встречает, с одной стороны — старая мельница (ветряк), очень похожая на те, что в большом количестве представлены в нашем этномузее под открытым небом Пирогово, а с другой — памятник девушке на лодке, которую я мысленно назвал «Бегущая по волнам». Очень символично, поскольку и сам этот остров-город словно бы бежит по волнам навстречу неизвестности, дали, мечте. Опять же — неизменные ассоциации со сказочными городами Грина, с нашим Крымом и, прежде всего, конечно, с Херсонесом, его древними руинами — особенно когда оказываешься у древней греческой стены Несебра, частично, правда, дополненной новыми, жестко подогнанными друг к другу желтоватыми глыбами-кирпичами.
Огромная табличка на входе возвещает о том, что Несебр еще с 1983 г. включен в список мирового культурного и исторического наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Что и говорить, болгарскому Несебру повезло куда больше, нежели нашему крымскому Херсонесу, который перешел под крыло ЮНЕСКО лишь в этом году. Да и, нужно отдать должное, старше он нашего Корсуня-Херсонеса не меньше, чем на пять столетий. Город этот построили еще в эпоху бронзы древние фракийцы и назвали в честь мифического его основателя Мела — Мелсамбрия. К нашей эре это была уже Месемврия, а чуть позднее название города постепенно трансформировалось в Несебр. Видимо, это было связано с языковыми особенностями народов, в разные времена населявших этот удивительный город: от древних фракийцев и греков до славян и болгар.
Что примечательно: с самого основания в городе было две удобные бухты, северная и южная, обустроенные для приема кораблей. Здесь и до сих пор на морском дне находят их фрагменты, которые сразу же становятся экспонатами местного археологического музея. Гавани эти и сейчас служат горожанам по назначению: у их длинных причалов швартуются рыбачьи шхуны и дорогущие современные яхты, коих здесь не так уж и много, в отличие от новоявленного местного Сан-Тропе — Святого Власа: раз два и обчелся. Полноправные хозяева здешних бухт — лодки и шхуны местных рыбаков, составляющих значительную часть тысячного населения города. Это потомки корсаров, живших здесь в позапрошлом веке в приметных каменных и деревян ных домах с обширными террасами. Это последний, так сказать, культурный слой, который лучше всего сохранился и который, естественно, тоже находится под охраной ЮНЕСКО. Хотя в этих домах, как и раньше, живут люди, либо устроены гостиницы для туристов и отдыхающих. На их просторных террасах зачастую располагаются кафе и ресторанчики, одним из главных блюд которых, естественно, является свежая морская рыба «утреннего улова». Но это лишь «верхний слой» — то, что лежит на поверхности, доступно взору. Самые же главные сокровища города прячутся за этими просмоленными бревенчатыми стенами, возвышающимися над сохранившимися фрагментами древнегреческой крепостной стены, некогда опоясывавшей весь город.
Moscow Time

Комментариев нет:
Отправить комментарий