четверг, 12 декабря 2013 г.

Соцсети меняют характер



С 1990-х годов наш мир начал меняться так быстро, как никогда в истории. Радио понадобилось 40 лет, чтоб стать массовым явлением, а интернету - чуть больше пяти лет. Конечно, что такая скорость не может не отразиться на нас, нашем способе думать и общаться.

  Частной жизни больше нет
  Так заявил детектив Стив Рамбам на конференции Hackers On Planet Earth (2012). Нет анонимности, нет и конфиденциальности. Можно начать с любой отправной точки и составить досье на кого угодно.
  И винить в этом некого: мы сами выкладываем в Интернет все: имя, адрес, номера телефонов, информацию о том, где учились и где работаем, что мы делали прошлой ночью, свою сексуальную ориентацию и состояние. При этом надо понимать: из сети ничего не удаляется и не стирается, все сразу же попадает в базы данных.
  «Все, что вы когда-либо сделали, каждый глупая фотография, каждый злобный пост в блоге, каждое сообщение, написанное на пьяную голову, - все хранится вечно. Вечно». В своем выступлении Рамбам также приводит множество примеров того, как выкладывание в Интернет своих тайн вызывало огромные проблемы. Информация, за которую раньше платили детективам, теперь у всех на виду. И неизвестно, чем это может обернуться для каждого из нас уже завтра.
  Если пять лет назад многие крепко подсели на «Одноклассниках» и разыскивали школьных и университетских друзей, удивляясь, как годы всех изменили, то сейчас плакать в подушку из-за школьной любви, которая спилась, уже не модно. Пол-Украины сидит в «Фейсбуке» и «Твиттере», давая возможность каждому заглянуть в свою частную жизнь. Так забавно увидеть фотографию своего директора за поеданием шашлычка на пикнике или почитать о вчерашних приключениях сына учительницы в ночном клубе!
  Но сам смак - это рассказать о собственной жизни, приправив смешными, а иногда и пикантными фотографиями (Фрейд по этому поводу нашел бы что сказать).
  Кстати, интересный факт: в Америке Ассоциация адвокатов, специализирующаяся на разводах, прежде всего проверяет, что происходит на странице клиента в «Фейсбуке», чистит ее, а потом в поиске компромата изучает страницу противной стороны.
  Те, кто особо отличились, еще ведут блог в «ЖЖ». Я была поражена, узнав, что аккаунт в «Живом журнале» ( Live Journal) есть у более чем пяти миллионов украинцев. Правильно, у нас теперь каждый, кто умеет печатать, - журналист, и каждый, кто имеет фотоаппарат, - фотокорреспондент.
  Что же плохого в том, когда люди активно общаются, пишут о себе, делятся интересностями из своей жизни? Нормальное увлечение - не хуже выжигания по дереву или вязание на спицах. Проблема в том, что общение в соцсетях меняет не просто нашу культуру, но и нас самих.

  450 друзей
  Моей хорошей знакомой Олечке - 27 лет. По профессии она - менеджер по работе с клиентами, замужем. Страницу в «Фейсбуке» завела давно, и раньше туда не заходила. А теперь на работе - массовое увлечение «ФБ». За полгода активная коммуникабельная Олечка собрала... 450 друзей. В основном это ее нынешние и бывшие коллеги и их многочисленные знакомые. Причем, как признается сама, большинства людей она не знает и даже никогда их не видела. «Часто рассылала приглашения о дружбе только из спортивного интереса, - рассказывает Оля. - Общение в сети все больше захватывало меня: я ежедневно писала там новости из своей жизни, выкладывала фото, знакомилась с людьми. В определенный момент осознала: все, что я делаю в реальной жизни, - только для того, чтобы написать очередной пост и получить одобрение своих «друзей». Это как наркотик: когда не сижу в офисе или за компьютером - дома, то общаюсь через смартфон...»
  Психологам такой эффект знаком. Facebook, Twitter, Live Journal не только изменили мир - они изменили нас. Теперь мы общаемся не так, как двадцать лет назад, до засилья Интернета. Исследования, проведенные в Оксфордском университете, показали, постоянная необходимость быть на связи, получать уведомления и «фидбэк» (ответ) от друзей коренным образом трансформирует структуру головного мозга.
  Сканирование мозга подтверждает, что к неврологическим изменениям приводит даже один час, проведенный он-лайн ежедневно. Нам становится все труднее сконцентрироваться на чем-то более двух минут! Достаточно лишь сосредоточиться на каком-то занятии, как появляется срочная внутренняя потребность зайти в чат, проверить входящие сообщения, отвлечься и написать комментарий т.п.. Виртуальный способ общения меняет даже такую постоянную величину, как характер. Любителя посидеть в сети он превращает в охотника за «лайками», в результате чего наша уверенность в себе базируется на принятии огромной армии на самом деле чужих нам людей. Для нас становится важным то, что о нас думают все те далекие «друзья», в частности то, «лайкнут» ли они на нашу очередную запись или нет. Причем это для нас гораздо важнее, чем то, что о нас думают наши близкие или мы сами.

  Электронные звезды
  Сейчас в психиатрии появился новый термин: онлайн-личность или электронной личность. То есть, это наш виртуальный образ - то, какими мы представляем себя в Интернете. И именно эта личность - наше виртуальное альтер-эго - обновляет в соцсетях статусы, рассылает «лайки» и комментарии, придумывает новые посты. Она манипулирует мнением других, но и сама поддается на провокации похвалой или порицанием. Для кого-то аватар - это социальная маска. А кто-то в сети такой, каким хотел бы быть в реальности, но не стал.
  Исследования подтверждают, что с засильем Интернета у нас стали доминировать не лучшие черты. Прежде всего - поверхностность. Во-вторых, потребность в чужом одобрении выходит на передний план. Добавим сюда зависимость от рейтингов. У человека может испортиться настроение на весь день от того, что сегодня на его страницу никто не зашел (при этом ссора с кем-то из близких оставит нас равнодушными). И, наоборот, радость и прилив сил вызывают не успехи ребенка в школе, не предстоящая встреча с давним другом, а повышение рейтинга или новые комментарии. Истинные ценности заменены виртуальными, мимолетными и в определенной степени искусственными.
  Но не будем пессимистами: не все так плохо. Можно сделать так, чтобы мы использовали Интернет, а не он нас. Ведь соцсети - это отличный инструмент для продвижения бизнеса, это также возможность найти человека, с которым ты хотел бы, потеряв контакт, общаться в реальности. Это замечательное средство обмена важной информацией, популяризации своего творчества, поиска единомышленников, помощи другим. Главное, чтобы сеть не закрыла реальной жизни. Ведь никакие виртуальные отношения не заменят настоящей любви, настоящей дружбы, настоящей красочной осени или цветущей весны. Жизнь прекрасна, поэтому не забывайте об этом!

  Татьяна Аржанова, психолог:
  «С появлением соцсетей у нас стало меняться понимание ценностей. Понимание жизненных основ тоже изменилось. В мире соцсетей стирается понятие конфиденциальности. Все пишут о личной жизни. Ваши приоритеты и то, с кем вы общаетесь, - на виду. Такая открытость не всегда уместна: это может навредить и карьере, и отношениям. В виртуальном мире можно все, и последствия часто попадают в реальность».

Комментариев нет:

Отправить комментарий