четверг, 22 ноября 2012 г.

Отец космонавтики



  Имя Константина Циолковского прежде всего связывают с небом и космосом. Но он был изобретателем не только в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположником современной космонавтики, но и обосновал теорию поезда на воздушной подушке. 
  Родился Константин Циолковский 17 сентября 1857 года в селе Ижевском под Рязанью в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно.
  С детства у Циолковского проявились наклонности к изобретательности. Уже в 11 лет он мастерил кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями. Немного повзрослев, делал самодвижущиеся коляски и локомотивы, приводимые в движение спиральной пружиной. Константин изготовил собственный токарный станок, на котором точил дерево. В этот период им были собраны разные ветряные мельницы, в том числе коляска с ветряной мельницей, которая могла ездить против ветра.
  С 16 до 19 лет Циолковский жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880-м назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии.
  К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 годах написал "Теорию газов", в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа - "Механика животного организма" - получила благоприятный отзыв известного ученого-физиолога Ивана Сеченого, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.
  Основные работы Циолковского после 1884-го связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, ракеты для межпланетных путешествий и поезда на воздушной подушке.
  В 1887 году Циолковский написал небольшую повесть "На Луне" - свое первое научно-фантастическое произведение, где описываются ощущения человека, попавшего на Луну. Почти все предположения, высказанные в этой работе, были впоследствии подтверждены.
  Начиная с 1892 года и до конца жизни Циолковский жил в Калуге, куда его перевели как "одного из способнейших и усерднейших преподавателей". Константин Эдуардович читал арифметику и геометрию в местном уездном училище, а также вел уроки физики в епархиальном жестком училище. Он сам вспоминал об этом периоде: "Училище как раз подходило к моему калечеству, ибо надзор был превосходный. Сам по глухоте я не мог следить за порядком. Больше объяснял, чем спрашивал, а спрашивал, стоя. Девица становилась рядом со мной у левого уха. Голоса молодые, звонкие, и я добросовестно мог выслушивать и оценивать знания. Впоследствии я устроил себе особую слуховую трубу".
  Еще до женитьбы Циолковский поставил своей избраннице, дочери священника, Варваре Евграфовне условия, исполнения которых, невзирая ни на что, требовал твердо в течение всей жизни: у жены не должно быть гостей; к ним не заходят родственники; в доме не должно быть ни малейшей суеты, способной помешать занятиям. Работать, несмотря на глухоту, ученый мог только при абсолютной тишине.
  Циолковский вышел в отставку уже после революции, в 1920 году, и получил от советского правительства пенсию в размере 500 тысяч рублей в месяц. Плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя. В 1927-м опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
  Вот что писал Константин Циолковский о бесколесном поезде: "Трение поезда почти уничтожается избытком давления воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Он поднимает поезд на несколько миллиметров и вырывается по краям основания вагона. Последний уже не трется о полотно, а висит на тонком слое воздуха и испытывает только совершенно незначительное воздушное трение, как летящий предмет". Позже эта идея Циолковского была успешно воплощена в водном транспорте, предпринимались попытки ее внедрения и в наземных средствах передвижения.
  В сентябре 1935 года в калужской железнодорожной больнице Циолковскому была сделана операция по удалению раковой опухоли. Но состояние его не улучшилось, и вскоре он умер.


-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий