пятница, 18 мая 2012 г.

К Луне я отправлюсь осенью


  Многие зачитывались фантастическими романами Алексея Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина». Но мало кто знает, что в образы своих героев — инженеров Лося, Гарина и профессора Манцева — писатель вложил черты реального человека, своего друга инженера Ивана Федоровича Коровина.

  Это не двигатель, а обжора
  В детстве  он мечтал построить башню в 40 тысяч верст, сделать гигантскую катапульту или  еще  что-нибудь в  этом роде. Отец, один из богатейших купцов, так и  не сумел воспитать из него наследника своего дела.  Иван пошел по инженерной линии.
Окончив во  Франции знаменитый Политехнический институт, вернулся в  Россию и занялся металлургией. Иван Федорович разработал «вязкую броню Коровина».  Стволы из его пушечной стали выдерживали втрое больше выстрелов,   чем  прежде.   Внедрял в  практику дюраль  и  титан, серебро и золото как промышленные металлы новой отрасли — электротехники.
  Все это — официальная сторона, а увлечением для души оставался проект «эфироплаваюшего аппарата»  («мировым эфиром» тогда называли космос).  После смерти отца Иван уволился со службы, разместил, согласно собственной экономической теории, состояние не только в российских, но и во французских, английских и американских банках и целиком посвятил себя созданию межпланетного корабля.

  Поймать волну
  Но вскоре Коровин разочаровывается и в космическом дирижабле, оболочка которого должна была наполняться «горячим межпланетным эфиром». Им овладевает другая идея  —   магнитная сила. Скорость распространения электромагнитных волн  идеально соответствует межпланетным расстояниям. Эти волны надо поймать и заставить дуть в свои паруса!
  Все средства идут на отыскание  многополюсных магнитов. Одновременно И. Коровин проводит геомагнитные исследования по всей Земле, включая побережье Антарктиды (частично он финансировал экспедицию Скотта), будучи  уверенным, что кроме Северного и Южного магнитных полюсов существуют и другие. Ведутся работы по созданию материала  для корпуса будущего корабля. С 1908 по 1916 Иван Федорович отправляет экспедиции на Камчатку, чтобы из гейзерных солей извлечь новые, еще не известные металлы.
  По теории И.Коровина именно земные магнитные полюса способны притягивать  или отталкивать аппараты, созданные из многополюсных магнитов. Похоже, что один из таких полюсов он нашел в Воронежской губернии под уездным городом Острогожск, где купил хутор Степной, построив здесь прекрасный  особняк  и  цех с  электрической печью для плавления руды, привезенной  с  камчатского рудника. Энергию, которой вполне хватало для экспериментов, вырабатывали ветряные электростанции оригинальной конструкции. К имению была проложена железнодорожная колея.

  Икар из степного
  С   началом  Первой  мировой войны цех стал выполнять правительственные заказы. Параллельно шла доводка конструкции летательного аппарата. Февральская революция заставила ускорить и без того невероятный темп работ. В  августе 1917-го  аппарат был готов. Коровин уверен: первый полет — открытие новой эпохи. На пробный старт, назначенный на 8 (21) августа, приглашаются друзья и знакомые, известные люди. Сегодня события  того дня мы можем представить по репортажу воронежского журналиста И. Драгунова, опубликованному в «Провинциальных ведомостях».
  «В поместье Степное, превращенное хозяином в  великолепнейший дворец Семирамиды, приехали друзья и единомышленники господина Коровина, журналисты, инженеры, среди них известнейший писатель граф  Алексей Толстой... Г-н Коровин объясняет устройство своего аппарата. Похожий на небольшой дирижабль, он выполнен, однако,  целиком из металла, секрет которого г-н Коровин собирается вскоре передать новому российскому государству на безвозмездных условиях. Идею аппарата ему подсказал его давнишний друг господин Циолковский.
  Внутри аппарата  расположена кабина для пассажира. Размером с комфортабельное купе, она содержит все, что может понадобиться эфирному путешественнику: абсолютно прозрачное окно- иллюминатор, электрическую лампу,  кресло-кровать, бювар  с письменными принадлежностями (писать придется карандашом),  средства гигиены, запас  еды и питья, и, что главное, воздуха на две недели. Впрочем, г-н Коровин утверждает, что в межпланетном пространстве в условиях отсутствия веса еды, питья и воздуха расходоваться будет несравненно меньше, нежели  на  Земле.  Кабина совершенно защищена и от лютых морозов,  и от адской жары, которые царят в небесах одновременно!
  Солнце садится за горизонт,  но  странно — аппарат продолжает светиться! Таково свойство  металла, объясняет г-н Коровин, реагировать излучением на  окружающие магнитные поля.  Сейчас он отправится в пробный полет. Подняться он намеревается на  небывалую высоту —   сто верст,  после  чего  вернется на  Землю. «Аппарат требует доработки,  и  потому к Луне я отправлюсь позже, возможно, в конце осени», — обещает изобретатель. Он обнимается с друзьями. Фотографы сверкают магнием...
Совершенно бесшумно аппарат поднимается в воздух. Вот он уже на высоте десяти саженей, двадцати, ста...
  Он и другой ассистент, находящийся на террасе усадьбы, сверяют данные и, проводя специальные вычисления, сообщают, что аппарат достиг высоты в  пятнадцать верст! Мировой рекорд!
  Увы, возвращение не состоялось. Что случилось с аппаратом  — остается тайной до наших дней. Некоторые считали, что это была гигантская мистификация: Коровин построил пусть и  необыкновенный, но  все-таки  атмосферный дирижабль, воплотив идею Циолковского о цельнометаллическом управляемом аэростате, а  высота подъема наверняка была завышена ассистентами.
  Поиски «российского Икара» велись в Воронежской и всех прилегающих губерниях. Но хотя и  было  объявлено солидное вознаграждение, никаких следов  не  обнаружили.
Как бы там ни было, а исчезновение Ивана Федоровича Коровина и его магнитного детища — одна из неразгаданных тайн минувшего века.

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий