Я держу в руках потрепанную, пожелтевшую фотографию 30-х годов. На ней — трое мужчин, которые прислонились к небольшому симпатичному автомобильчику. Посередине, в белом костюме — двоюродный брат моей бабушки — скрипач. Это фото он прислал уже из Нью-Йорка, возможно желая показать, что устроил свою жизнь в США неплохо, а может даже и лучше, чем в СССР.
Конечно, он не мог и предположить, что фотографируется на фоне машины, которая в конце столетия займет 1-е место во Всемирном конкурсе «Автомобиль ХХ века». Речь идет о легендарном «Ford-T».
Начав в 1908 г. выпуск этой модели, Генри Форд сделал ставку на покупателя отнюдь не зажиточного, скорее наоборот. Первые автомобили стоили $950. К 1923 г. цена постепенно снизилась до $290. Средняя же зарплата рабочего составляла тогда около $1200. То есть «Ford-T» был реальным воплощением идеи автомобиля для народа. Чтобы обеспечить низкую цену, завод экономил на всем — вплоть до краски. Известен ответ Генри Форда на вопрос журналистов о гамме цветов анонсируемой модели. Он сказал: «Машина будет окрашиваться в любой цвет, при условии, что покупатель выберет черный!». Черная краска была дешевле, поэтому даже тут можно было сэкономить.
С введением в 1914 г. первого конвейера, время производства одного автомобиля сократилось до 90 мин! Раньше на это уходило около 12 ч. Объемы производства возросли, а цена существенно снизилась.
С инженерной точки зрения в конструкции было реализовано много оригинальных идей, но не всегда в пользу удобства, надежности, безопасности или комфорта. Всем этим пришлось жертвовать ради снижения затрат на производство. Поэтому в машине отсутствовали масляный, водяной и топливный насосы. С современной точки зрения такой подход кажется совсем нереальным и варварским — трудно представить, как «это» функционировало? В карбюратор бензин поступал самотеком из бака, расположенного (о, ужас!) за сиденьем водителя. Поэтому зачастую на подъемах можно было наблюдать смешную картину: «Ford- T» покоряет горку задним ходом, поскольку передний ход не обеспечивал наполнение карбюратора бензином. Можно только представить, как при виде такого зрелища веселились водители других автомобилей, въезжающих обычным способом.
Кстати, смешил публику «Ford-T» и в кинофильмах. Он не раз появлялся в кадре с самим Чарли Чаплиным, хлопал дверями, трясся — одним словом, подыгрывал, как мог, великому комику.
У автомобильчика передние колеса были сконструированы несъемными. Снимались сами покрышки. Тормозами оснащались только задние колеса. Впервые на серийной машине рулевую колонку разместили слева. Аккумулятор отсутствовал. Коробка передач управлялась педалями и имела две передачи вперед и одну назад. Если вы хотели ехать вперед, то нажимали и удерживали одну педаль, назад — другую. Управление дроссельной заслонкой или «газом» располагалось в виде ручки на руле. Такая же конструкция реализована сейчас на некоторых гоночных автомобилях. При попытках завести зимой при помощи кривой ручки (ведь стартер наранних моделях отсутствовал) «Ford-T», вам следовало быть готовым в любой момент отпрыгнуть в сторону: машина могла поехать прямо на вас.
Несмотря на все это, «Ford-T» прославился своей неприхотливостью, лаконичностью конструкции и простотой ремонта. Поэтому модификации на базе этой машины можно было встретить по всему миру. Это и автобусы, и грузовики, и пожарные автомобили, и «скорая помощь», и разнообразные кузова по индивидуальному заказу, и военные автомобили в армиях России, США, Китая, Польши.
Всего же, с 1908 по 1927г. было выпущено более 15 млн «Ford-T». Вот таким оказался занявший 1-е место «Автомобиль ХХ века». Ему, простому работяге, удалось обойти и японские «мыльницы», начиненные электроникой, и американские «muscle car», с вырывающимися из-под капотов сотнями лошадей, и французские «аппараты внеземных цивилизаций» на колесном ходу. Воистину, сюжет из фильмов великого Чаплина. Остался только один тайный конкурент, в котором загадочно были воплощены идеи о «Ford-T» великого Генри Форда. Я имею в виду автомобиль модели ЗАЗ 1102 «Таврия». Но об этом как- нибудь в следующий раз.
И почаще всматривайтесь в старые фотографии… Они о многом могут рассказать.
счетчик посещений
Комментариев нет:
Отправить комментарий