понедельник, 16 июля 2012 г.

Поделить = отнять


  Раздельное обучение имело смысл при домострое, когда женщина и мужчина не выходили на общий рынок труда, а исполняли совершенно разные обязанности. Оно не имеет смысла сейчас, хотя психологические проблемы совместного обучения решать надо. Так считает известный социолог профессор Игорь КОН.
  Почти во всех дискуссиях о раздельном обучении выпадает один очень важный пункт: оно ведь появилось отнюдь не из-за того, что у женщин и мужчин разные способности. Все проще: на протяжении большей части истории человечества женщина работала только дома. Женские домашние  обязанности совсем не пустяковые и обучаться им надо. Как? На опыте предыдущих поколений. Где? На женской половине дома. Мужчина исторически был вне дома: добывал хлеб насущный и/или  воевал. Этому тоже надо было учиться. Так появились мужские учебные заведения — как правило, на мужских половинах дома или вне дома.
  — Получается, разделение появилось намного раньше первых спекуляций по поводу разного склада ума?
  — Конечно! О мозгах до поры до времени никто и не думал! Разное образование для мужчин и женщин было связано исключительно с тем, что их готовили к разным видам деятельности. Все учебные заведения были мужскими, пока женщина оставалась дома и не выходила на рынок труда. Даже светские женские школы, которые возникли только в XIX  веке, все равно в основном готовили женщину к жизни в семье. Только когда мужчина и женщина вышли на общий рынок труда — рухнуло и раздельное образование. Это произошло совсем недавно — по сути, в XX веке.
  — Но многие исследователи говорят, что переход к совместному образованию был ошибкой: мол, тогда никто ничего не знал о разном складе ума и психики, а вот теперь-то эта разница между полами доказана и надо исправлять ошибку.
  — Ничего не доказано! Есть огромный массив исследований, но он показывает, что у мужчин и женщин резко отличаются только две вещи: агрессивность и сексуальность. Разных способностей никто пока не нашел. Есть другая, реальная, а не мнимая проблема: тот или иной дискомфорт при совместном обучении. Простой пример: в смешанном классе урок физкультуры, а школьники уже вошли в период полового созревания. Мальчик засмотрелся на девочку, и у него, простите за страшное слово, эрекция. Тридцать-сорок человек это видят. Всем неловко. Вот тут — ради  Бога, делите класс и разводите по разным концам школы, не создавайте неудобств. Пример  посложнее: в тех областях, которые традиционно считаются мужскими, мальчики подавляют девочек своей агрессивностью, а девочки стесняются соревноваться с мальчиками.
  — Проще говоря, девочка лишний раз не поднимет руку на уроке математики или физики. Не пойдет в математический класс, потому что мальчики ее там засмеют.
  — Британские психологи уверяют: если именно по этим предметам создать раздельные классы — девочки спокойно пойдут в математический женский класс. Те из них, кому точные науки придутся по душе, будут учиться дальше. Люди сделают выбор, следуя своим склонностям и предпочтениям. Но не общественным стереотипам о том, что девочка не должна заниматься математикой, а мальчик — писать стихи. В смешанных классах девочки всегда лучше успевают по языку. Не потому, что способности реально разные, а потому как опять же есть мнение, что так должно быть! И когда в Англии психологи делили гуманитарные классы на мужские и женские — мальчики с наклонностями к языку с легким сердцем шли туда, а затем и дальше, не опасаясь конкуренции сверстниц. Преодоление стереотипов — великое дело.
  — Наши сторонники раздельного образования не говорят о преодолении дискомфорта или о нестереотипном выборе профессии. Они говорят о том, что русские парни не хотят идти в армию, а девушки — нормально жить в семье, потому что из мальчиков с детства не готовили воинов, а из девочек — хранительниц очага.
  — Привлекательная на первый взгляд идея готовить от важных воинов и приятных во всех отношениях домохозяек на самом деле абсолютно утопична. Что будут делать эти воины и хранительницы очага в реальной жизни?
  — Провалятся при первом же найме...
  — Установка на то, что муж — кормилец, а жена обеспечивает уют и воспитание детей, сейчас не работает. Даже в очень благополучных странах семья остерегается жить на одну зарплату: работают оба супруга. Во первых, потребности растут. Во вторых, люди хотят иметь запас прочности на случай потери одним из супругов работы или на случай развода. И еще: когда-то конкуренция была между мужчинами, в том числе и за женщин, или между женщинами — в том числе за мужчин. Сейчас за многие серьезные должности есть конкуренция между женщинами и мужчинами, чего раньше не было. Готовить мальчиков и девочек по искусственным, усеченным программам, делать и тех и других беспомощными на рынке занятости — прямое нарушение конституционных прав граждан.
  — Неоконсерваторы говорят, что совместное обучение разрушает нашу нравственность и лишает наших мальчиков и девочек мужских и женских черт.
  — Лет с пяти мальчики и девочки играют отдельно. У мальчиков почти всегда иерархические отношения. Для мальчика до поры до времени имеет вес только мнение неформальной группы мальчиков и/или ее лидера. Внутри группы мальчики очень редко позволяют себе те капризы, которые позволяют себе с родителями и учителями.
  — Вы хотите сказать, что все получат свои черты характера и без раздельного обучения?
  — Получат. Риск появления у мальчика гомосексуальной ориентации выше как раз в закрытом мужском коллективе. Будь то аристократический английский колледж или казарма в России. Пробуждающаяся сексуальность, когда рядом нет сверстника противоположного пола, направляется на того, кто под боком. Кстати, это правило работает и в женских учебных заведениях. Все доказано на таком массиве исследований, что спорить бессмысленно.
  — Охранители говорят: раздельное обучение в сталинское время в конечном счете вывело нас в космос. Оно обеспечило небывалую успеваемость и нравственность.
— Неправда. Оно ничего нам по существу не дало. Я в те времена как раз окончил пединститут  и все видел своими глазами: я работал в этих школах. Зато в мужских школах стоял мат перемат: мальчики перестали кого-либо стесняться. Резко участились драки. Директрисы некоторых женских школ сразу стали превращать свои заведения в институты благородных девиц.  И вот парадокс: именно тогда был рекордный уровень подростковых беременностей.
  — Но по идее должно же было быть наоборот?
  — Отнюдь. В смешанных школах мальчики и девочки видели друг в друге однокашников, единомышленников, товарищей. Когда их разделили — мальчики стали смотреть на девочек только как на эротический объект. Так что я вам говорю как есть: ничего, кроме головной боли, мы тогда не получили.

  По половому признаку

  Абсолютно несовременная вроде бы вещь — раздельное обучение мальчиков и девочек — становится практикой: количество религиозных школ и кадетских корпусов растет с каждым годом. А в прогрессивной Америке за последние несколько лет в десятки раз выросло количество общеобразовательных школ с раздельными классами.
  Теория известного идеолога заключается в следующем: мальчиков и девочек нужно обучать и воспитывать раздельно, потому что только тогда из них вырастают правильные мужчины и женщины. При совместном же обучении школьники усваивают стереотипы поведения, нехарактерные для их пола. Причем мальчики страдают больше девочек: школьная среда — преимущественно женская, и женские качества — усидчивость, аккуратность и послушание — ценятся там больше свободной воли и творчества.
  Приводимые профессором Базарным данные о том, что мальчики, учившиеся в раздельных классах, к окончанию школы в среднем на 4 сантиметра выше своих сверстников, вызывают, конечно, некоторые сомнения, но с другой стороны, никто из нас нестоял над ними с линейкой. «Мы должны понять, что вокруг проблемы воспитания мальчиков и девочек ведется не  осознаваемая большинством людей стратегическая тайная игра», — сообщает ученый. В разговоре  с корреспондентом Владимир Филиппович настаивал со ссылкой на мемуары английского разведчика, что совместное обучение — это спланированный заговор против человечества. Правда, назвать автора заговора отказался.
  — Мальчики и девочки, воспитанные по вашей системе, вырастут и окажутся в мире, живущем совсем по другим законам. Вы не думаете, что им будет тяжело приспособиться к нему и друг к другу при отсутствии предыдущего опыта взаимодействия? — спросил корреспондент.
  — Приспосабливаться — это женская логика, — отрезал профессор Базарный. — А есть мужская логика: это противление злу, это защита — семьи, Родины. И народ, который потерял навыки воспитания мужского духа, порабощается.
  Сегодня любые, даже самые дикие на первый взгляд новшества в образовании всегда найдут своих сторонников. Стандартная школьная система по разным причинам так очевидно нехороша, что невозможно быть ею довольным.
  Однако, согласно данным психологов, из более чем ста характеристик личности существенная разница между мужчинами и женщинами наблюдается только по двум позициям: агрессивность и сексуальность. В остальном индивидуальные различия — между двумя девочками, например, перекрывают различия половые — между «средним» мальчиком и «средней» девочкой. То есть, если сторонники раздельного обучения говорят, что мальчики и девочки — это выходцы с разных планет, то противники отвечают, что каждый ребенок — планета. А значит, только от учителя зависит, насколько комфортными и эффективными окажутся для этих планет 10 лет в школе.
-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий