воскресенье, 18 марта 2012 г.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си или почему у музыкальных нот такие странные названия?


Письменность - великое изобретение человечества, которое позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое, не менее великое изобретение - нотная запись, позволило передавать потомкам звуки и музыку.

В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то непонятно, почему именно этими слогами мы называем ноты и какой за ними кроется смысл?
  До нот в европейской музыке использовались особые знаки - невмы (от др.-греч. νεῦμα - дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор черточек, точек и запятых, проставляемый над текстом псалмов, и использовались главным образом при церковном пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.

  Изобретатель современной системы нотной записи - бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо 990-1050). Ареццо - небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре Гвидо обучал певчих исполнению духовных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса на слух последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение. Поэтому полный "курс обучения" продолжался около 10 лет.
  Он был монахом в монастыре Помпозы, неподалеку от Равенны. Будучи от природы чрезвычайно способным, он во всех занятиях превосходил своих товарищей, а удачным преподаванием пения настолько вооружил их против себя, что вынужден был перейти в другой монастырь - в Ареццо, от которого и получил     свое прозвище Аретинского.
 
  Гвидо был одним из выдающихся музыкантов своего времени, и его нововведения в способе преподавания духовного пения давали блестящие результаты.
 Нововведения Гвидо д'Ареццо касаются самих основ нотной записи. Прежде всего, он ввел трех, а затем и четырехлинейный "нотный стан" (пятая линейка была добавлена спустя триста лет). На линиях и между ними располагались условные слоговые обозначения звуков. Почти все эти обозначения сохранились до наших дней. Гвидо начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырехлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова неканонического латинского гимна Иоанну Крестителю - "Ut queant laxis", в котором поется о том, певчие просят Иоанна о благославении их уст для восхваления Бога.
  Гимн Иоанну был написан в виде плантус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом, жившим во второй половине VIII века.
  Слова первой строфы этого неканонического гимна таковы:
Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes.
  Так как названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Но слог ut - закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do. Приписывается это нововведение некоему Дж. Дони (около 1540 г.), который назвал эту ноту в честь Господа (от латинского слова Dominus - Господь).
 Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакхорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.
  Теперь, называя звуки по слогам, певцы легче ориентировались в нотном материале. Эта практика сохранилась до наших дней и составляет основу пения сольфеджио.
  Позже, в готической традиции написания, слоговые обозначения сменились на прямоугольники или ромбы, а нотный стан расширился и включал в себя уже пять линеек.
  Также Гвидо ввел понятие ключа, символа, который указывает на нотном стане линейку, где располагается одноименная с ключем нота.
  Различают три вида ключей: ключ "До" - альтовый или теноровый (в зависимости от расположения); ключ "Фа" - басовый и ключ "Соль" - сопрановый, или по-другому - скрипичный.
  Все эти реформы создали предпосылки для точной записи музыкальных произведений, что привело не только к усложнению хоровых партитур, а затем и музыки вообще, но и позволило закрепить, сохранить для истории музыкальные произведения практически в том виде, в каком они были задуманы композиторами. А непосредственно замена невменной системы нотации помогла сократить срок обучения певчих с десяти до двух лет, поскольку певцам больше не нужно было запоминать огромное количество произведений "наизусть", ориентируясь только на манеру исполнения более опытных учителей.
Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.
 За свои нововведения Гвидо подвергся гонению, но когда сам Папа Римский убедился, что система, созданная гонимым монахом, значительно облегчает чтение записанных по этой системе мелодий, Гвидо был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием до самой своей смерти 17 мая 1050 года.
  В память выдающегося музыкального теоретика, с 1952 года в городе Ареццо проводится крупнейший Международный конкурс хоровых коллективов имени Гвидо д'Ареццо.
-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий