четверг, 4 октября 2012 г.

Деньги накопил — велосипед купил


  Реклама — двигатель не только торговли

  Таким незамысловатым слоганом герои плакатов призывали советских людей хранить деньги в сберегательных  кассах.
  История наглядной агитации с особой силой проросла на советском пространстве. Лучшие художники приложили к этому делу свой талант. Их последователи, менее талантливые, пытались   подражать великим мастерам кисти и фразы. Но не всегда удачно. Доходило до абсурда. В повсеместном соревновании за достижение наивысших производственных показателей по выплавке  стали, производству мяса и молока, перевозке народнохозяйственных грузов и пассажиров мог победить не лучший, а тот, кто поднял на высокий уровень наглядную агитацию.
  По этой причине на каждом предприятии создавались некие творческие группы плакатного цеха, занятые производством призывной продукции. Влияли призывы повышать производительность труда, беречь каждую минуту рабочего времени, изучать труды классиков марксизма-ленинизма…   Доподлинно это неизвестно, хотя люди, занятые делом пропаганды, уверяли, что народ шагу не мог ступить без того, чтобы не получить соответствующее указание.
  Ирония, с которой пишутся эти строки, не умаляет роли плакатной продукции, ведь у каждого времени свои символы и лица, свои герои. Вот данные исследований, которые проведены относительно данного вида искусства.
  Так, в 20-е годы прошлого столетия плакат просвещал, агитировал и «революционно перестраивал» сознание граждан художественными средствами. В числе новаторов воплощения революционных идей в массы выступили В.Маяковский и А.Родченко. Их рекламные работы призывали покупать, в частности, товары «Моссельпрома» и пользоваться сосками «Резинотреста». Другие авторы — другие подходы. И вот уже разрисовываются трамваи, монтируются огромные плакаты, которыми украшают стены домов. Кстати, через много-много лет последователи этих пропагандистов появились в нашей действительности. В одном из городов  Украины лет 15—20 тому назад на 9-этажном доме установили огромное, почти во всю высоту строения панно. Качество его исполнения и содержание были очень примитивными. На естественный вопрос: «Зачем?» последовало оригинальное разъяснение. Мол, стена полуразрушена, денег на ремонт нет, а плакат как раз и прикрывает трещины.

  Менялись времена и авторы, но суть призывов оставались почти прежней. Прославлялись   парки культуры и отдыха, спортсмены и физкультурники, возвышалась счастливая жизнь матерей  и детей. Нынешние художественные фантазеры довольно искусно приспосабливают прежние работы к современным реалиям жизни. Помните плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» Ну, тот, на котором изображен красноармеец, а за его спиной — заводы и фабрики. Боец в гимнастерке указывает своим перстом на тебя лично, смотрит пристально в глаза, вопрошая: а все ли ты сделал для защиты завоеваний Октября? Ныне этот красноармеец выступает в роли гражданина, который интересуется совсем иными проблемами: вовремя ли ты уплатил коммунальные услуги, выключил ли ты свет, выбрал ли для финансовых операций тот или иной банк. Сейчас это можно делать, если осторожно. А в далекие времена всякий, посягнувший на агитпродукцию, мог иметь большие неприятности. Поскольку эта продукция на фронте приравнивалась к патронам и снарядам. А чтобы ни у кого не возникало сомнений, они имели достаточно красноречивую надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает контрреволюционное дело».
  Еще были плакаты военных, послевоенных и мирных дней. По-разному к ним можно относиться —  как к содержанию, так и к мастерству исполнения. Но все они остаются частью нашей истории, в которой кто-то был участником, кто-то — наблюдателем.
  Ныне старинные плакаты пользуются стабильным интересом со стороны их ценителей. К примеру, на одном из аукционов за лот из трех украинских плакатов 20-х годов минувшего столетия было заплачено более 2 тыс грн. Дело в том, что на обороте одного из них напечатаны денежные купюры – настолько были нужны плакаты, что их печатали можно сказать, прямо на деньгах!
  Особенным спросом пользовались: социальная реклама – призывы к здоровому образу жизни, агитация в духе “учиться, учиться и еще раз учиться”, а вот старейшие плакаты – реклама парфюмерии 1910 года фирмы Брокар — не вызвали ажиотажа. Не нашли отклика на аукционе и киноафиши известных художников. Тем не менее, владельцы старых плакатов не отчаиваются. Они уверены, что пройдет время и прошлое даст о себе знать. Поскольку всегда есть желание вспомнить о том, что было…

  Курьезы рекламы
  В Чикаго возле входа в Институт косметики висит табличка: «Не подмигивайте девушке, которая будет выходить из здания института. Вполне возможно, что ею является ваша собственная бабушка». В городе, кстати, находится институт «Мимики делового человека». В проспекте этого необычного учреждения написано: «Вы научитесь так морщить лицо, что будете выглядеть честным человеком».
  В холле одной швейцарской гостиницы, расположенной рядом с трассами слалома, висит предусмотрительное объявление: «Просим новичков-лыжников оставить у портье адреса своих ближайших родственников».
  В столице Кении Найроби на площадке для игры в гольф, которая находится неподалеку вольера со львами, вывешены объявления такого содержания: «Если мяч упадёт менее, чем за три метра от льва, рекомендуем этим мячом больше не играть». Не меньше юмора проявило в своей рекламе одно швейцарское бюро путешествий. Оно призывает: «Спешите в Альпы! Через 60 млн лет их снесут».

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий