среда, 24 октября 2012 г.
«Магазин на диване» - удобство или мошенничество?
Вам нужен новый кухонный комбайн (утюг, фен, сковородка, набор ножей, бритва)? А времени на беготню по магазинам, как всегда, не хватает? Или просто нет желания? Выход есть. Включить телевизор и, не подымаясь с любимого дивана, «пощелкать» пультом, - и попасть на соответствующее телеобъявления. Потом позвонить по указанному номеру и дождаться, когда же к вашему дому привезут желанную и необходимую в хозяйстве вещь. Удобно? Безусловно. Проблема лишь в том, что делать с этой покупкой и ее продавцами в дальнейшем ...
Удивленный блендер
... Анна, посмотрев рекламный ролик одного из телемагазинов, решила заказать и приобрести блендер, который, по словам телепродавця, измельчает все: овощи, фрукты, мясо ... Возможности прибора было продемонстрировано столь убедительно, что казалось, это средство способно перемолоть даже камни. Поскольку у Анны - маленький ребенок, для которого нужно измельчать пищу, она купила блендер. И в каком отчаянии была женщина, когда несколько раз пыталась с помощью этого «агрегата» приготовить малышу пюре и измельчить мясо. Результата, который хотя бы отдаленно напоминал то, что показывалось в рекламе, не было и в помине! Видимо, блендер и сам был удивлен потому, что ему надо что-то там измельчить!
... Пояс для придания телу стройности настолько заинтересовал Веронику, что она - достаточно прагматичное лицо - решила приобрести товар не в аптеке, а «через телевизор». Когда получила заказ, то ужаснулась: было впечатление, что пояс пошили уже по дороге к покупательнице. Из него торчали нитки, и вообще он был какой-то нескладный. Девушка его так и не носла. И это только два примера.
То, что товар не соответствует названному в рекламе назначению, конечно, портит нервы. Но в телемагазинах предлагаются не только кухонные приборы, а также различные лечебные средства, пищевые добавки и пр.. Больше всего жалоб, как правило, вызывают таблетки для похудения, ведь после указанного срока фигура женщины не имеет ничего общего с фигурой голливудской красавицы. А все потому, что большинство предложенных лекарств - пищевые добавки. Напомним читателям, что безвредных таблеток, которые можно употреблять каждому - мало, и эта тема - «таблетки до еды» - достойна отдельной публикации.
Потребитель не прав?
Но то, что вас, скажем, огорчила недоброкачественность товара, - это еще ничего по сравнению с тем, когда необходимо осуществить законное право на возврат денег или на замену продукта. Жизнерадостный лозунг «потребитель всегда прав» в ТВ-магазинах вряд ли когда-нибудь слышали.
- Когда вы покупаете товар в обычном магазине, то обосновать свои законные права и (или) получить компенсацию - сравнительно нетрудно. Но в ТВ-шопах все гораздо сложнее, - говорит юрист Юлия Попова. - Во-первых, предъявить претензии просто некому. За совершение покупки потребитель получает товар вместе с чеком. Как правило, люди мало разбираются в юридических тонкостях, а потому невнимательно относятся к этому документу. А тот содержит только печать предприятия, но ... без реквизитов. То есть в случае необходимости замены или возврата товара вы не будете знать, куда обращаться. Даже правоохранительные органы имеют хлопоты с этими «магазинами», ведь даже им не всегда под силу их найти.
Во-вторых, рекламированный товар вам предлагают обменять в случае, если вы им недовольны. Еще убедительнее звучит фраза: «Мы вернем вам деньги». Но это почти нереально. Ведь когда вы получили товар - и вам вручили документацию на него, то вы фактически заключили соглашение. Теперь все манипуляции с покупкой проходят исключительно с юридической точки зрения. А фирмы ТВ-магазинов имеют высокопрофессиональных правоведов. Поэтому они легко смогут подтвердить, что товар, который вы хотите обменять, на самом деле вы сами и испортили. Или, мол, попользовались две недели, а теперь пытаетесь просто вернуть товар: значит, слишком капризничают. Поэтому трепка нервов вам гарантирована, а вот возвращение товара - под вопросом.
Мне, как юристу, совершение покупок в телемагазинах воспринимается как выбрасывание «денег на ветер». Ведь, кроме стоимости товара, вы платите еще и почтовые услуги (если получили товар по почте) или услуги курьера. В случае попытки вернуть товар вы снова испытывате расходы ....
Тонкости «диванного» бизнеса. Недоверие или деньги?
Тенденция создания ТВ-магазинов пришла к нам, конечно, из Западной Европы. Во многих странах мира (например, в США и Германии) даже есть телеканалы, где все эфирное время принадлежит именно «магазинам на диване». Это, несомненно, очень удобная услуга для "испорченных" современным стилем жизни потребителей. И этот вид торговли дает неплохую прибыль продавцам и телевизионщикам.
В Украине телемагазины стали появляться в середине 90-х годов. Однако не прошло и 10 лет, как вокруг подобного рода магазинов закипели страсти: возникал скандал за скандалом по качеству продукции, которое так хорошо рекламировалась в роликах. Как выяснилось по расследованиям проводимых правоохранительными органами, неизвестными гражданами создавались фирмы «без телефона и без адреса», через которые сбывался некачественный товар. Казалось бы, немало таких «контор» должны были закрыть, ведь «репутация» их напрочь была подмочена. Да куда там! И тогда, и сейчас «магазины на диване» не только не исчезли, но и размножаются в эфире. Иногда в прессе появляется очередное сообщение о том, что этот вид бизнеса в упадоке. Возможно, оно и так. Но только не из-за недоверия потенциальных покупателей, а из-за тех же денег: стоимость рекламы в телеэфире с каждым годом дорожает. Поэтому платить за нее может далеко не каждая компания.
Сезонные завышения
Бизнес «магазинов на диване» отличается от устоявшихся бизнес-стандартов. Во-первых, он сезонный. Ведь такие компании прежде всего определяют период, когда покупатели больше времени проводят дома перед телевизором. Это где-то в конце осени или весны.
Во-вторых, цена «телевизионного» товара рассчитывается каким-то странным методом, чем обычная рыночная стоимость. И если вы не поленитесь на поход в ближайший магазин техники, то убедитесь, что тот же товар можно приобрести и там, только ... значительно дешевле.
Впрочем голос за кадром, который объявляет цену товара, звучит оптимистично: «только за ...» - а на самом деле за достаточно весомую сумму. А как возразишь? Если товар действительно качественный, то за него следует соответственно и платить.
Пенсионеры - в группе риска
Самая большая группа риска - домохозяйки и пенсионеры. Именно они довольно легко хватают наживку (реклама), а затем в режиме телефонного разговора с оператором становятся покупателями. В любом случае вас так заговорят, что шансов отказаться от покупки уже не будет. Даже если вы просто кладете трубку - к вам мгновенно же (или даже через несколько дней) могут перезвонить - и снова уговаривать приобрести товар.
Мир Иллюзий
В общем, если внимательно прослушать каждый рекламный ролик «магазин на диване», то создается впечатление, что попал в нереальный мир, в котором за пару недель толстушка похудеет и без перехода на диету, а приготовление пищи похоже на праздник - ничто не прилипает, не пригорает, не поджаривается.
Именно такая «привлекательность» рекламируемого товара, а также заверения голоса за кадром, что только с этой вещью «ваша жизнь станет намного лучше», и затягивают покупателей в сети. Кроме того вам непременно предлагается что-то в подарок: насадка для миксера, кулинарная книжка ... Но, как известно, бесплатный только сыр в мышеловке. Нетрудно догадаться, что в цене все учтено, включая подарок.
Информирован - вооружен!
В Украине - более 15 фирм ТВ-магазинов. Среди них есть и «динозавры», и начинающие. Служба защиты прав потребителей имеет так называемый черный список, то есть перечень фирм, которые потеряли доверие потребителя, сбывая некачественный товар. Несмотря на это, такие «фирмочки» продолжают существовать.
Ставить крест на ТВ-шопинге не будем: это же удобно для покупателя. Но если вы когда-нибудь решитесь на покупку в «Магазине на диване», то будьте осторожны и учтите следующие советы:
1. Товар должен быть передан вам с чеком. Неважно, сами вы забираете покупку, или ее привозит вам курьер. Чек нужно хранить в течение гарантийного срока. Если продавец не выдает вам чек, то откажитесь от покупки.
2. Если товар имеет гарантийный срок использования, то непременно посмотрите, есть ли в техническом паспорте и гарантийном талоне штамп продавца с датой продажи товара.
3. В случае, когда товар не будет соответствовать своему назначению и окажется некачественным, подготовьте такой «пакет» документов, вручите продавцу: заявление ( два экземпляра), гарантийный талон, технический паспорт, чек.
4. Если необходимо выяснить причину некачественности товара, то проводится экспертиза. Вы должны знать, что ваше присутствие во время ее проведения является возможной.
-------
счетчик посещений
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий