четверг, 26 июля 2012 г.

Дорога в стиле ретро


  Музеи железных дорог — это дань уважения к отрасли, которая во все времена движет 
локомотив экономики.
  Не будем утверждать категорически, но, на наш взгляд, железнодорожники имеют самое большое количество музеев. Причем по различным направлениям. В них представлены экспонаты и «взрослых» железных дорог, и детских, и с широкой колеей, и узкоколейные. Имеются эти музеи практически во всех странах мира, где в свое время переложили заботу о перевозках пассажиров и грузов на паровую, электрическую и иную тягу.
  Примером может служить Россия, где насчитывается 250 музеев железных дорог, в которых помещено 130 тысяч  экспонатов.  Некоторые из них уникальны. К примеру, в России единственным местом, где сохраняется мир узкоколеек, стал созданный в 1990 г. Переславский железнодорожный музей. Большое количество экспонатов, многие из которых имеют сертификаты памятников истории техники, позволяют дать некоторое представление обо всём многообразии узкоколейных железных дорог. Кругобайкальская железная дорога — памятник инженерного зодчества конца XIX — начала XX в. — ныне музей под открытым небом. Он по праву считается красивейшей железной дорогой мира.
  Не менее интересны экспонаты музея Эстонской железной дороги. Размещается он в
локомотивоpемонтныx  мaстеpскиx XIX в. В помещении — эскпозиция, включающая образцы форменной одежды, путевого оборудования, билетов, расписаний поездов. Есть также действующая модель железнодорожной станции. Как говорят побывавшие здесь посетители, «поезд бегает и свистит».
  Снаружи — настоящие локомотивы: немецкие, советские, пaссaжиpский и бpониpовaнный сaлон-вaгон, узкоко- лейные железнодоpожные плaтфоpмы, снегоочиститель, дpезинa.
  Музей истории Белорусской железной дороги был создан в ноябре 1971 г. в канун 100-летия магистрали. До 1980 г. он находился в здании управления дороги, а потом — в здании Дворца культуры железнодорожников. 1 ноября 1987 г. на базе дорожного музея, работающего на общественных началах, был организован музей истории Белорусской железной дороги как структурное подразделение центра научно-технической информации управления дороги. Через 10 лет в связи с реорганизацией ДЦНТИ музей передали в структуру Минского отделения магистрали. Он является научно-методическим центром музеев дороги. В фондах — более 19 тыс. единиц хранения.
  Личных дел железнодорожников, работавших на магистрали во второй половине XIX в. и до 20-х годов XX в., — более 10 тыс. единиц. Особое значение представляют такие экспонаты, как аппарат маршрутно-контрольного управления 30-х годов XX в., телеграфные аппараты «Морзе» и «Бодо», старые телефонные аппараты, переходная двухзвеньевая цепь для сцепки вагонов. Звуковые сигналы (рожок, свисток, станционный колокол, свисток паровозный и т.п.). Сигналы видимые — ручные фонари различных периодов и т.п.; жезлоподаватель, шаблоны для измерения ширины колеи, таблички заводов-изготовителей вагонов дореволюционного периода. Макет паровоза, вагонов и многие другие редкие экспонаты.
  Экспозиция музея состоит из двух разделов: I раздел — зарождение стальных магистралей в Российской империи и в Беларуси — с 1837-го по 1917 г.; II раздел — с 1917-го по настоящее время — история развития железной дороги Беларуси. В 1984 г. музею было присвоено звание «Народного музея». Он поддерживает связь с отечественными музеями и архивами, а также Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург), Польши, Чехии...
  Старейший железнодорожный музей Германии рассказывает об истории стальных магистралей страны от времени их появления до наших дней. Предметом особого интереса является выставка, демонстрирующая от настоящих вагонов салона, в котором путешествовал «сказочный король» Людвиг II, до современного вагона обтекаемой формы. Старые расписания, вагоны королевской Баварской железной дороги в миниатюре, сигнальные лампы, памятные фотографии. Желающие могут
купить на память железнодорожный билет прошлого века. Пассажиры фиктивного поезда истории — знаменитые горожане. Это купец Мартин Бехаим, создавший в XV в. первый глобус; башмачник и бард Ганс Сакс, прославившийся в XVI в. своими балладами; изобретатель карманных часов Петер Хенляйн; писатель Якоб Вассерман, увековечивший в романе историю знаменитого найденыша Каспара Хаузера.
  В Загребе есть музей, посвященный истории железных дорог Хорватии и Европы. Любителям и знатокам стальных магистралей одинаково интересны и первые рельсы, и сигнальные устройства, и старинные вагоны и локомотивы, и униформа вагоновожатых. При музее открыта библиотека с собранием хроник, монографий и публикаций о железных дорогах. В фотоархиве представлены, кроме прочего, коллекции марок и почтовых открыток XIX—XX вв. Здесь же можно увидеть «живопись железнодорожников» — выставку художественного объединения машинистов.
Примечательно, что главной темой их картин стали не паровозы, вагоны и дороги, а живая природа и избушки среди холмов.
  В музее истории стальных магистралей Израиля разместилась главная арена показа. Паровозик и теплушка начала ХХ в., санитарный вагон 1893 г. постройки выглядели такими ветеранами, что дизельный тепловоз 1958 г. был среди них просто безусым юнцом. A вагон для особо важных персон, построенный в 1922 г., знаменит тем, что помнит Давида Бен-Гуриона, Уинстона Черчилля и некоторых других политиков мира.
  На Донецкой железной дороге музей открыт 4 августа 2000 г. Более чем 4,5 тыс. его экспонатов иллюстрируют 130-летнюю историю старейшей в Украине магистрали. На смотровой площадке представлены образцы железнодорожной техники: шесть паровозов серий Эу, Эм, ФД, Л, ТЭ, 9П, три тепловоза ТЭЗ, ЧМЭ-5, 2ТЭ-116, электровоз ВЛ-8, пассажирский и три грузовых двухосных вагона, цистерна, электросекция. Каждый из экспонатов представляет историческую ценность. Неизменный интерес вызывают 7 единиц подвижного состава, из которых был сформирован поезд особого резерва наркомата путей сообщения СССР времен Великой Отечественной войны.
  В голове с паровозом ЭМ на запасном пути застыли во времени теплушка НТВ, две турные теплушки, двухосные цистерна и платформа. В теплушках  воспроизведена обстановка далеких героических лет. Более 20 филиалов музея находятся на линейных железнодорожных предприятиях во всех региональных представительствах Донецкой магистрали. На отдельных ее станциях установлены локомотивы прошлых лет: в Ясиноватой — паровоз Ов и три пассажирских вагона разных лет постройки, в Сватово — паровоз серии Эр, тепловоз ЧМЭ-5 — в Волновахе, паровоз легендарного машиниста Петра Кривоноса — в Славянске, в Красном Лимане — паровоз Эр и тепловоз 2ТЭ-121. Донецкий железнодорожный музей приобрел общегосударственное значение, стал в Украине единственным местом, где гарантируется сохранность уникальных натуральных экспонатов. Получил музей и международную известность, так как включен в экскурсионный маршрут промышленного туризма и ежегодно прнимает иностранные делегации.
  В начале декабря 2001 г. на станции Деражня Жмеринской дирекции железнодорожных перевозок открыт музей Юго-Западной магистрали имени Бориса Олейника. В его экспозиции — материалы о развитии железнодорожного транспорта со времени его зарождения по сегодняшний день.
  Крупным планом показано строительство народного хозяйства в период после Первой мировой и подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной. Среди многих героев-железнодорожников  — труженик станции Коростень С.Казак, удостоенный дважды звания Героя Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы — козятинец О.Мухин, жмеринчанин С.Половинец и другие. Среди 127 Героев Социалистического Труда, удостоенных этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны, — широко известный Петр Кривонос.
  Отдельная экспозиция посвящена трудовой деятельности Бориса Олейника, который 19 лет возглавлял столичную магистраль.
                                                                                                                             (Окончание следует)


счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий