четверг, 31 июля 2014 г.

Дешево и сердито или дорого и качественно?


  Перед родителями рано или поздно возникает вопрос: в какую школу отдать своего ребенка. Частные учебные учреждения являются альтернативой общеобразовательной школе. Но попасть в такое заведение крайне сложно. Тогда как в Голландии частных школ - свыше 70%, Польше - 20%, России - 10%, а в Украине они составляют лишь 0,01% от всего количества общеобразовательных учреждений.
  Частные учебные заведения являются ровесниками независимой Украины. На первом этапе государство активно поддерживало развитие частной школы. Однако в 2000 году по неизвестным причинам компонент на выполнение обязательного стандарта образования перестал финансироваться со стороны государства. Развитие учебных заведений частной формы стал делом самих коллективов и родителей.
   Поэтому второй этап, с 2000 г., сказался резким сокращением частных школ по всей Украине. Сегодня в большинстве областных центров Украины не осталось ни одной частной школы, не говоря о районных центрах или небольших городках. Из более 20 тыс. частных школ в Украине осталось не более 100, что, собственно, и составляет 0,01%. Означает ли это, что у родителей или педагогов пропал интерес к автономной деятельности, реализации новых педагогических идей? Наоборот. Массовая школа не удовлетворяет очень многих людей, и не только содержанием образования, но и отношениями в школе, отношением к детям, профессиональной подготовкой учителей, материально-техническим обеспечением школы и т.д..  Родители готовы доплачивать за образование своих детей легальным и законным способом. Но, как это ни парадоксально, механизма легальной доплаты у нас не существует.
   Природа деятельности частных школ двойная. С одной стороны, такая школа сама должна закупать оборудование, учебники, делать ремонт, и все это - без всякой финансовой поддержки со стороны государства. С другой стороны, деятельность частной школы регламентирована государством, школа не имеет права учить по другим учебникам, выполнять другую учебную программу, кроме той, которая утверждена Министерством образования. То есть на 90% деятельность частной школы и государственной совпадает, не совпадает только ответственность государства перед учениками, которые учатся в частной школе.
   Несмотря на такие сложности, частные школы все же существуют - за счет усилий директоров и родителей, которые имеют возможность доплачивать определенную сумму за качество образования и условия обучения своих детей. В столице такое удовольствие будет стоить от 30 тыс. грн в год.

   Все индивидуально 
   Главное преимущество, на который акцентируют внимание частные школы - это индивидуальная система обучения. Часто детям позволяют самим составлять свое расписание, чтобы они могли максимально посвятить себя тем дисциплинам, которые для них интересны, или которые их родители считают наиболее необходимыми. При этом, если несколько детей изъявили желание заниматься редкой дисциплиной, то школа может пригласить для них отдельного специалиста. Индивидуальный подход также реализуется за счет формирования небольших групп из 8-12 человек. Это позволяет учителям эффективно отслеживать распорядок и режим дня всех школьников, которые имеют постоянные дополнительные занятия. Такой подход предполагает, что ребенок уже в средней школе постепенно, с помощью педагогов и психологов, определяется с будущей профессией.
   Частные школы также отличаются высокой языковой подготовкой. В некоторых заведениях такого типа преподавание может проводиться вообще на английском языке. Также школьники имеют возможность в качестве факультатива выбрать курсы немецкого, французского, итальянского и других языков. Многие частные школы работают по схеме продленного группы - ребенок, независимо от возраста, может быть в школе с утра до вечера. За целый день ученик посещает необходимое количество уроков, выполняет домашнее задание, занимается спортом и уделяет внимание различным кружкам. На факультативах в частных школах детям доступен широкий спектр дисциплин, начиная от театра и логики и заканчивая мыловарением.
   Как рассказала завуч по учебно-воспитательной работе частной школы Елена Таровская, школьники могут посещать секции: шахматный клуб, флористику, ролики.
   - У нас также есть театральное искусство, вокал, - отметила О. Таровская. - К тому же, в общеобразовательных школах сейчас пошла тенденция «равнять» детей под одну планку, в частных заведениях мы, наоборот, стараемся развивать неординарные и яркие личности.
   Отдельной статьей расходов является питание. По словам Елены Таровскои, родители могут выбрать для ребенка из меню именно ту пищу, которую он любит, и формировать питание самостоятельно. Для детей-аллергиков также готовят отдельно, избегая запрещенных продуктов. Кроме этого, нельзя не отметить и инфраструктурное оснащение частных школ: новая мебель и отремонтированные учебные помещения, интерактивные доски, шкафчики для личных вещей и многое другое.

   А что дальше? 
   Итак, частная школа - это роскошь, которая доступна далеко не каждому среднестатистическому украинцу. А все потому, что государство никак не поддерживает финансово эту структуру, поэтому она должна рассчитывать только на помощь родителей. Кроме налогов и безумной платы за аренду помещения, школа самостоятельно должна закупать учебники, канцелярию, продукты питания и т.д., а еще нужно выдать заработную плату работникам.
   Все годы независимости государство борется за то, чтобы в школах своевременно были тепло, мебель, свет, книги, оборудование кабинетов физики, химии, информатики. Эта борьба заканчивается тем, что на 23-м году независимости в Украине таких средств нет. Поэтому пока надо признать как факт, что родители обязаны инвестировать в образование своих детей. Вот только как сделать так, чтобы они знали наверняка, что их средства пошли именно на ремонт школы и закупку учебников, а не в карман директора?
   - Здесь очень важным является сотрудничество родителей с учителями, - делится опытом учитель физкультуры и мама двух школьниц Марина Быкова. - В частности, в нашем классе есть такое понятие, как форма «Автостоянка» (используется для сбора информации от группы о том, что идет хорошо, а что нужно улучшить, на вопросы, на которые дети хотят получить ответы. Это очень популярный на западе инструмент менеджмента качества, который используется как в мире бизнеса, так и в школах). Работает это следующим образом: если у вас есть проблема, то вопрос, который необходимо решить, или вы хотите что-то предложить, вы пишете это на стикере и приклеиваете его на соответствующий квадратик таблицы, которая висит в классе или в учительской. На собрании класса все стикеры отрываются и сообщения, содержащиеся в них, пишутся на доске. Те, кто составили записку, объясняют, что она означает. Это может быть то, что нуждается в улучшении, например: «Я не вижу доску с того места, где сижу». Все обсуждают проблему и ищут решения. Кто-то записывает все решения, принятые на собрании, и они хранятся у учителя, пока все не будет выполнено.
   Такие проблемы могут также касаться оборудования в классе - «плохой свет», «не хватает микроскопов» и другие. Тогда эти проблемы решаются на родительском собрании. И ничего не сделаешь. Если родители заинтересованы, чтобы их дети получили качественное образование, они должны вкладывать в это средства. Главное, чтобы родители озвучивали учителям свои пожелания и наблюдения и следили за их выполнением.
   В практике школ является привлечение родительских средств в виде благотворительных взносов, которые могут облагаться налогом, необлагаемые, наличные или проводиться через банк. Если же этого нет, то качество образования катастрофически падает, потому что уроки физики без оборудования и лабораторных работ - некачественные уроки. Поэтому в данной ситуации родители, которые не могут позволить себе частную школу, вынуждены все равно доплачивать государственной школе за лучшие условия обучения для своих детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий