вторник, 4 марта 2014 г.

Тевтонский север

В туристической поездке каждый ищет что-то свое. Одни хотят плюбоваться величественной архитектурой старой Европы. Другие отправляются на отдых, чтобы весь отпуск пролежать на пляже. Города северной Польши славятся не только безупречным европейским стилем и чудесными морскими набережными, но и обилием интересных мест и роскошных средневековых замков. Так что любому туристу можно смело рекомендовать путешествие в Гданьск и Сопот.

Морская столица
  Гданьск встретил нас морозным и туманным утром. Порывистый ветер говорил о близости Балтийского моря. Но несмотря на погодные капризы, мы влюбились в этот город с первого взгляда. Даже вокзал Гданьска в стиле барокко, с красными стенами и большими резными окнами, свидетельствовал о старинном происхождении города.
  Морская столица Польши, как называют Гданьск его жители, впервые упоминается в летописи в 997 г. А 14 ноября 1308 г. город был захвачен рыцарями Тевтонского ордена и присоединён к Пруссии. И с 1361 г. Гданьск становится одним из важнейших членов Ганзейского (торгового) союза.
  Это основные даты в истории города, которые здесь знает любой школьник. Ведь именно они определили будущее Гданьска. Так, благодаря правлению немцев, в городе осталось множество старинных немецких построек (фахверков) и соборов. А присоединение к Ганзейскому союзу сделало город торговым центром.
  Гданьск со временем стал своеобразной городской республикой. Атмосфера этнической терпимости и приносимый торговлей достаток позитивно влияли на развитие культуры, науки и искусства. Именно поэтому в городе много музеев и выставочных галерей. Безусловно, во все мы попасть не могли. Так что сразу отправились в самый основной из них — музей янтаря.

Янтарный город
  По брусчатым улочкам мы дошли до средневековой крепости: именно там и находится музей янтаря. Оказалось, что по вторникам во все музеи города вход бесплатный, так что, обрадовавшись этой новости, мы отправились осматривать крепость.
  В Гданьске янтарным промыслом занимались на протяжении всей его истории. Да и сейчас немаловажным сегментом экономики города является обработка янтаря. Ведь вдоль побережья Балтийского моря, на котором стоит город, находится большая часть янтарных залежей мира. Поэтому Гданьск — это город не только купцов и моряков, но и ювелиров. Верное тому доказательство мы нашли в музее, просто усыпанном ювелирными шедеврами из янтаря, золота и серебра. Чего там только не было — и шахматная доска, и ваза с фруктами, и всевозможные шкатулки, и даже янтарные деревья.
  Начать экскурсию по городу с музея нам подсказали местные жители. Ибо такие заведения работают в Гданьске только до обеда, и мы позже могли бы туда не попасть.
  Но главные достопримечательности города — это все же его улицы, атмосфера их таинственности — и второй по величине в мире Марьяцкий костел (длина строения вместе с опорами башни составляет 105 м!). Его мы и посетили после музея.
  О величественных готических костелах Торуни я уже упоминала. Но это произведение искусства производит такое впечатление, что при взгляде на крупнейшую кирпичную святыню в мире просто замираешь на месте. О размерах этого гиганта архитектуры вы можете судить по тому, что здание костела полностью не помещалось в объектив фотоаппарата даже на расстоянии 100 м! Да и внутри находится столько прекрасных произведений искусства средневековья, что описывать их можно не на одной странице. Это нужно просто увидеть! К слову, в Гданьске, как и в Торуни, множество прекрасных готических костелов — Св.Яна, Св.Катерины, Св.Николая, — которые просто завораживают гениальной архитектурой и таинственной атмосферой.
  От Марьяцкого костела к набережной ведет улица с одноименным названием — Марьяцкая. Местные жители называют эту улицу одной из прекраснейших улиц Гданьска. Это пример старинной городской застройки с предпорожьями (крыльцами) и узкими, богато украшенными фасадами домов, некогда принадлежавших состоятельным купцам и ювелирам. Только представьте, что вы идете по узенькой брусчатой тропинке, а с двух сторон прямо в небо уходят готические особняки. Внизу в каждом из этих строений находится либо ювелирная лавка, либо уютное кафе. К слову, цена на изделия из янтаря здесь довольно доступная. Массивный браслет или бусы можно выторговать не более чем за 30 злотых. Эта живописная улочка заканчивается средневековыми Марьяцкими Воротами, которые выводят на просторную набережную.

Ах, Одесса!
  Прогулявшись немного по городу и ознакомившись с местным колоритом, мы с друзьями пришли к выводу, что Гданьск очень напоминает Одессу. И совсем не нужно искать сходство в архитектуре или строениях города. Главная изюминка — в атмосфере. Невооруженным глазом, точно также, как и в Одессе, видно, что Гданьск — портовый город. Это можно заметить по ритму и способу жизни людей, по множеству судоверфей, по изобилию рыбных блюд в меню ресторанов и кафе, и даже по запаху.
  Но больше всего об этом городе можно узнать именно на набережной, где жизнь просто бьет ключом.
  Главной достопримечательностью и одним из наиболее известных символов города является Журавель на Мотлаве («Журав над Мотлавой» — по-польски). Это сооружение расположено прямо в центре набережной и одновременно исполняет функции портового крана и городских ворот. Нынешнюю форму в виде двух кирпичных башен этот гигант приобрел еще в 1442 г. и с того времени является не только городской достопримечательностью, но и старейшим портовым краном в Европе. Внутри Журавля есть огромное деревянное колесо, движимое силой человеческих ног. Когда-то кран служил не только для погрузок, но и для установки корабельных мачт.
  Внутри Журавля также работает музей, который, несомненно, нужно посетить. Но к сожалению, нам этого сделать не удалось.
  Набережная через Зеленые ворота города вывела нас прямо на центральную площадь Рынок с Ратушей Главного Города посередине. Ратуша построена в готическом стиле еще в конце ХІV в. — как и множество зданий в этом городе. Но самое интересное то, что нам удалось посетить музей города Гданьска, находящийся внутри. Наиболее запоминается роскошный Большой зал Советов. Это помещение с резьбленными потолками и гобеленами на стенах — одно из самых богатых ратушных интерьеров. Стропила зала украшают 25 образов кисти известного художника Исаака ван ден Блоке.
  Прямо возле Ратуши — еще один символ города — фонтан Нептуна. Фигура Нептуна, отлитая в 1615 г. в Аугсбурге, символизирует связь Гданьска с морем.

Море зовет
  В Гданьске множество чудесных достопримечательностей. Но газетные страницы требуют ограничений, и поэтому я перейду к рассказу о маленьком городке — самом известном балтийском курорте Польши — Сопоте, куда мы отправились на следующий день. Этот морской городок расположен всего в 10 км от северной столицы Польши. И вместе с Гданьском и Гдыней входит в городскую агломерацию Труймясто (Тригород), вытянувшуюся на несколько десятков километров вдоль побережья Гданьского залива.
  Поездка в электричке стоила нам всего 5 злотых «туда—обратно» (1 злотый – 2,5 грн). И уже через каких-то 20 мин мы по уютной улочке Сопота направлялись к песочному пляжу на Балтийском море.
  Этот городок известен в странах бывшего Советского Союза. Ведь уже много лет, начиная с 1961 г., здесь проводится Международный фестиваль песни. В последнюю декаду августа на этот форум ежегодно приезжают тысячи гостей и знаменитостей со всех уголков мира.
  По дороге на пляж мы увидели интересный домик с неровными стенами, который, казалось, может упасть в любую минуту. Это — Кшивы домек, что с польского переводится как Кривой домик.
  Но так как в столице Украины, откуда мы с друзьями приехали, нет моря, то больше всего в Сопоте нам запомнилась, конечно же, морская набережная. А главное — самый большой в Европе мол, уходящий в море более чем на 500 м. Прогуливаясь по нему, мы кормили чаек и лебедей, которые так и норовили сесть на руки. И благодаря такой прогулке этот «морской» день стал одной из изюминок нашего путешествия.