пятница, 9 августа 2013 г.

Пьянство за рулем: Как избежать необоснованных обвинений


  Повышение размеров штрафов за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии у нас считается главным орудием борьбы с аварийностью на дорогах.
  Время от времени появляются законодательные инициативы относительно того, чтобы ужесточить наказания водителей за езду в пьяном виде, вплоть до лишения свободы. Многократное усиление административной ответственности за нарушение правил дорожного движения в декабре 2008 г.,  по данным департамента ГАИ МВД Украины, действительно имело кратковременный положительный эффект. Так в 2009 г., как подсчитали милиционеры, количество ДТП на дорогах по сравнению с 2008 г. сократилось на 27%. А уже в 2012 г. этот показатель увеличился и достиг уровня «дореформенного» 2008 г. Поэтому государство может вновь пойти по проверенной дороге и для достижения эффекта повысить штрафы за данный вид правонарушений до 6 тыс. грн, как предлагает народный депутат Владимир Олейник. Соответственно в спорных случаях на кону будут стоять большие суммы денег. А заинтересованность работников ГАИ в сомнительных ситуациях увидеть в трезвом водителе пьяницу также возрастет. В таких случаях очень важно знать порядок фиксации факта управления авто в пьяном виде, предусмотренный действующим законодательством.
  Сразу нужно оговориться, что закон карает именно за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, а не за принятие спиртных напитков в прошлом. Поэтому необходимо доказать наличие спирта в крови водителя в момент нахождения его за рулем. Работник ГАИ  должен делать это строго в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, а также согласно «Порядку направления водителей транспортных средств на  проведение осмотра с целью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения…», утверждённого Постановлением Кабинета Министров Украины, № 1103, которое почти дублирует по своему содержанию соответствующую статью Админкодекса.
  Кроме того, совместным приказом № 400/666 от 9.09.2009 г. Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения утверждена «Инструкция о выявлении у водителей транспортных средств признаков алкогольного, наркотического или иного опьянения или пребывания под влиянием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции», которая  также обязательна для исполнения работниками ГАИ.
  Данной инструкцией введен порог трезвости 0,2 промилле, превышение которого подтверждает  факт состояния алкогольного опьянения. Этот же документ закрепил полный перечень оснований для проверки на трезвость. Это:
  — запах алкоголя из полости рта;
  — нарушение координации движения и речи;
  — выраженное дрожание пальцев рук;
  — резкое изменение окраски кожного покрова лица;
  — поведение, не соответствующее обстановке.
  В нормативных актах появилась и очень важная статья о том, что заявление водителя об употреблении спиртных напитков не является признаком алкогольного опьянения. То есть слова водителя уже не могут быть основанием для привлечения его к административной ответственности. Однако нужно помнить, что отказ пройти тест на трезвость на месте или в  медицинском учреждении при наличии вышеперечисленных обстоятельств фактически приравнивается к факту управления в нетрезвом виде. Такова сложившаяся судебная практика. Логика судей простая: инспектор учуял запах алкоголя, но водитель вместо того, чтобы доказать, что он не пьян, с помощью алкотеста или медицинского освидетельствования, отказался проходить процедуру — следовательно, виноват.

  Чем измеряют?
  В начале 2010 г. МВД Украины обнародовало полный «Перечень технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения», утверждённый приказом № 33, в котором значатся и средства для проведения осмотра водителей с целью определения состояния алкогольного опьянения. Вот они:
  — газоанализатор «Alcotest 6510»;
  — газоанализатор «Alcotest 6810»;
  — газоанализатор «Alcotest 7410 Plus com»;
  — устройство специальное «Алконт 01».
  В последнее время можно видеть работников ГАИ, которые предлагают дунуть в портативный газоанализатор, включенный в этот перечень. Делается это для того, чтобы у водителя развеять сомнения в том, что он действительно пьян, и внушить ему чувство неизбежности расставания с денежными знаками, поступающими, естественно, в карман работника ГАИ. Довод приводится такой: дескать, портативный алкотестер не фиксирует показаний. Поэтому, мол, еще есть возможность «решить» вопрос. А вот если дунуть в газоанализатор, то будут и лишение прав, и штрафплощадка, и прочие неприятности. Поддаваться на подобные провокации нечистых на руку гаишников, конечно, не следует. Если вы не пьяны, то газоанализатор это покажет. А в ином случае еще есть возможность доказать свою правоту при медицинском освидетельствовании или в суде.

  Как измеряют?
  Это самый важный вопрос, потому что даже самые совершенные алкотестеры и газоанализаторы не гарантируют защиты от возможных фальсификаций. Поэтому водитель должен следить за строгим соблюдением установленной процедуры.
  1. Перед началом тестирования инспектор обязан рассказать водителю о процедуре освидетельствования и порядке использования газоанализатора. По требованию водителя сотрудник ГАИ обязан предоставить документ о сертификации прибора и свидетельство о его поверке. Без наличия этих документов использование технических средств ЗАПРЕЩЕНО!
  2. Тестирование проводится с соблюдением инструкции по эксплуатации прибора, с которой желательно ознакомиться до начала тестирования. Как минимум вы должны узнать допустимую погрешность и особенности забора пробы воздуха.
  3. Для проведения процедуры тестирования инспектор ГАИ должен пригласить не менее двух свидетелей. Работник милиции свидетелем быть не может.
  4. Причины проведения тестирования, то есть признаки опьянения, должны быть указаны в протоколе. Желательно, чтобы инспектор ГАИ это сделал ещё до начала тестирования.
  5. Следите за тем, чтобы сведения о «паспортной» погрешности прибора были занесены в протокол. Как правило, допустимая погрешность находится в пределах ± 0,05 промилле. Это означает, что порог трезвости можно считать превышенным только в том случае, если газоанализатор зафиксирует 0,25 промилле и выше.
  6. Внимательно следите за единицами измерений. Нормативные документы разрешают использование лишь одной из них — промилле (г/л — грамм алкоголя на один литр жидкости в организме).
  7. В инструкциях к большинству приборов указано, что брать пробу воздуха нельзя сразу после еды, курения или приема лекарств: все это может повлечь увеличение показаний. Перешагнуть порог трезвости можно даже после глотка кефира, если он остался на слизистой оболочке рта. Если такие обстоятельства имели место, то об этом нужно указать в протоколе.
  8. Очень осторожно относитесь к ситуации, при которой инспектор ГАИ приглашает вас для проведения теста сесть в свой служебный автомобиль. Зимой он мотивирует это тем, что прибор имеет нижний порог работоспособности — пять градусов ниже нуля. Это действительно так. А летом он постарается найти другой повод. Дело в том, что все приборы имеют два режима работы — активный и пассивный. В пассивном режиме газоанализатор начинает всасывать окружающий воздух. Достаточно в патрульной машине разлить немного спиртного — и доказательная база гарантирована.
  9. «Опьянить» прибор можно и при активной пробе —  когда водитель дует в газоанализатор через мундштук. Достаточно капнуть спиртного внутрь мундштука — и полпромилле «в нагрузку» обеспечено. Причем даже запакованный одноразовый мундштук нельзя считать гарантированно  чистым: залить спирт вовнутрь упаковки можно с помощью шприца. Перед тестом каждый  газоанализатор делает контрольный забор воздуха, и если в нем окажутся пары спирта, то прибор заблокируется. Попросите, чтобы при контрольном заборе прибор был рядом с вами и с надетым на него (!) мундштуком.
  10. К газоанализатору может быть подключено печатное устройство. Распечатка прикладывается к протоколу в качестве доказательства. Проверьте дату и время на газоанализаторе перед проведением теста. Следите за тем, чтобы протокол измерений печатался при вас и чтобы в нем были указаны тот же результат и то же время пробы, что высвечивались на экране прибора. Таким образом вы исключите ещё одну схему возможных махинаций. Выглядит она следующим образом. Алкотестер продувается до нужных показаний без распечатки. Результат ложного продува отправляется «в печать» без подключения к принтеру, и потому он становится первым в очереди на распечатку. Когда же вы дуете во второй раз, то кабель к печатному устройству уже присоединен. «Печать» — в порядке очереди, то есть первым с принтера выходит ложный продув. Этот замер вам покажут и попросят его подписать.
  11. Если результаты теста вас не устраивают либо вы считаете, что вас пытаются признать менее трезвым, чем вы есть, то результатов проверки не признавайте. Такое право вам дано упомянутыми нормативными документами. Настаивайте на проверке у нарколога. Только врач может дать квалифицированное заключение о состоянии опьянения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий