суббота, 16 марта 2013 г.

Как проводили великий пост древние христиане


  Святая четырехдесятница начинается за семь недель до праздника христовой пасхи и состоит собственно из четырехдесятницы — в подражание сорокадневному посту спасителя, — и страстной седмицы — в воспоминание последних дней земной жизни его, страданий, смерти и погребения.
  Во-первых, все христиане постились. В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст говорит, что в Святую четырехдесятницу — без напоминания и наставления — каждый, даже   нерадивый, постится. Как строг был тогда пост, показывают правила Церкви того времени. Так, этими правилами предписывалось в понедельник и вторник на первой неделе совсем не принимать пищи тем, кто здоров — и может вынести такой пост. В среду после Божественной литургии преждеосвященных даров разрешалась трапеза, которая должна состоять из хлеба и вареных овощей. В четверг трапеза не разрешалась. В пятницу после литургии полагалась та же трапеза, что и в среду, с прибавлением колива — разваренной пшеницы с медом. В следующей неделе Великого поста, кроме суббот и воскресных дней, разрешалось принимать пищу ежедневно, но один раз в день — и то не ранее вечера — и без масла. Вино и масло разрешалось в трапезе с субботы — в воскресные и праздничные дни. В Страстную Седмицу до Великого Четверга трапезы также не полагалось, а в Великие пятницу и субботу — только хлеб с водой после литургии. Те, которые по немощи телесной не могли выдержать такого строгого поста, должны были усугубить другие дела благочестия и христианской любви. «Кто принимает пищу — и не может поститься, учит святитель Иоанн Златоуст, — да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к слушанию слова Божия; в этом не может препятствовать ему немощь тела. Да примириться со врагами; всякое злопамятство да отгонит от души своей».
  Скоромной пищи — сыра, яиц и мяса — верные ни в коем случае не употребляли. Одно из апостольских правил гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится в святую четырехдесятницу, кроме препятствия от немощи телесной, да будет отлучен» Собор Трулльский в правиле 56-м, употребляющих в Великий пост сыр, яйца и мясо осуждает на отлучение.
  В самой постной пище христиане должны были соблюдать умеренность. Отцы Церкви особенно обличали тех, которые старались разнообразить и приправлять свою постную пищу, и учили избыток ее отдавать бедным.
  Позволялось некоторое облегчение от поста только в субботы и воскресения. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает эти два дня в неделю с местами отдохновения для путешественников. «Господь, — говорит он, — даровал в этих днях покой, дабы постящиеся и для тела несли труд поста, и дух ободрился, и по прошествии этих двух дней с новой бодростию продолжали свое прекрасное путешествие».
  Ежедневно в течение поста христиане пребывали в церкви и слушали поучения. Запрещены были зрелища и публичные игры. Эти запреты можно найти не только в поучениях Отцов Церкви, но и в законах императоров.
  В самих городах все было тихо и благочинно.
  Иноки и подвижники удалялись в пустыни и там в строжайшем посте, бдении и молитвах проводили все время до самого окончания Великого поста.
  Особенно большое значение церковные посты получили с древнейших времен на Востоке. Здесь грех нарушения поста был приравнен к ереси. Этот взгляд на посты с принятием христианства был принесен и на Русь. Наши предки относились к постам с особенным уважением и правила Церкви о соблюдении их выполняли с особенной тщательностью и душевным рвением.

  Обычаи наших предков — в делах, словах, поступках
  Особенно богата была такими обычаями религиозно-церковного происхождения жизнь наших предков в дни великого поста.
  Воскресенье перед началом Великого поста называлось прощеным. Такое название оно получило по следующему поводу: пост — время покаяния, т.е. принесения Богу повинной во всех допущенных злых поступках, в чем бы они ни выражались — в делах, словах или в душевных движениях. Принесение Богу такой повинной должно сопровождаться и просьбой к Нему о прощении всех совершенных злых дел. Поэтому за Божественной литургией в прощеное воскресение читается Евангелие, в частности, то место, где говорится, что Бог готов простить все наши грехи, если только мы сами простим окружающим нас людям то зло, которое они нам причинили. Чтобы осуществить эту Евангельскую заповедь, наши предки вечером в это воскресенье все шли в церковь, где после вечерни сначала священник у прихожан, а потом прихожане у священника и друг у друга просили прощения за все зло, которое они причинили.
  В конце первой недели Великого поста наши предки исповедовались и причащались, а перед этим всю неделю говели, т.е. приготовляли себя к исповеди и причащению.
  Подготовка заключалась в том, чтобы очистить свою душу от всякой нравственной грязи и нечистоты, постараться выжить их из себя.
  Чтобы достойно приготовить себя к совершению великих таинств исповеди и причащения, надо было не только очистить душу, но и тело. Поэтому приготовление начиналось с мытья в понедельник в бане, отчего первый день великого поста и получил название чистого понедельника.
  Основным средством очищения одновременно души и тела от всякой моральной и физической нечистоты был строгий пост, который обязаны были соблюдать все — и взрослые, и дети, за исключением тяжелобольных. Но и последние в большинстве случаев верили больше в целительную силу воздержания, чем в лекарства.
  Скоромные продукты — молоко, яйца, мясо и рыба — совершенно исчезали со стола. Вместо них появлялись из погребов квашеная капуста, соленые огурцы и арбузы, растительное масло, а главное — грибы во всех видах: соленые, сушеные и маринованные. То же самое происходило и на рынках, которые были переполнены кадками и бочками со всем этим добром.
  Так проходили первые три недели Великого поста. Соблюдение постного режима становилось тягостным. И вот в субботу третьей недели в храмах совершался вынос креста, как призыв к терпению и к подражанию распятому за наши же грехи Страдальцу-Христу. Детей также приучали знать и помнить Святой Крест, но особенным — «детским» — способом. В среду четвертой недели для каждого из них выпекался из теста крест, причем в одном из крестов запекалась монета. Тот, кому этот крест доставался, считался счастливым.
  Но вот подошли уже праздники Благовещения и Вербного воскресения, а вместе с тем и некоторое облегчение поста, так как в эти дни разрешалось вкушать рыбу. На столе появлялись пироги с рыбой, уха и рыбная икра разных сортов. Благовещение приносило с собою огромное удовольствие — и для взрослых, и особенно для детей. В этот день выпускались сидевшие всю зиму в клетках певчие птицы.
  Одним словом, все говорило о том, что Великий пост идет к концу. Это было еще одним понуждением себя к соблюдению поста на шесть дней Страстной недели. А там — и Пасха Христова со всем ее церковным торжеством.

Яндекс.Метрика

Комментариев нет:

Отправить комментарий