среда, 19 декабря 2012 г.

И паук на закуску


  Видел ли кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, паука под микроскопом? Думаем, вряд ли. Тогда поверьте на слово: зрелище не из приятных. Трудно вообразить себе более мерзкое создание. Волосатая многоглазая тварь с острыми жалами-клыками... Но в представлении древних людей эти монстры были живым олицетворением богов, приносящих счастье, удачу и здоровье. Кстати, вовсе не исключено, что эти верования имели под собой вполне реалистичную основу. По крайней мере инженер-исследователь Александр Пельцер твердо убежден в этом...
  Некий кошмарный сон являлся инженеру Пельцеру с мистическим постоянством несколько недель кряду. Едва заснув, Александр Борисович начинал мучительно долго падать в глубокий провал темного каменного колодца. На самом дне сидела страшная женщина с растрепанными волосами, похожими на кудели, и огромной головой. Завидев приближающегося Пельцера, она начинала истошно кричать: «Съешь паука! Съешь! Съешь — тебе говорят!» Эхо многократно усиливало крик. От него буквально трещала голова.
  От силы этого зычного голоса инженера подкидывало вверх. Он вылетел из колодца, как снаряд из пушечного ствола, и просыпался в холодном поту.
  — Я и без того не богатырского здоровья, —  рассказывал нам Александр Борисович, — а от  этого сна просто начал болеть. Голову страшно ломило от непрекращающихся мигреней. Наконец, по настоянию жены, я отправился в клинику на прием к психиатру. Меня госпитализировали, провели самое тщательное обследование, но никаких отклонений не нашли...
  Пельцер ходил от врача к  врачу. Мучительные головные боли не прекращались. От них уже не спасали никакие таблетки.
  И вот, ожидая приема у очередного медицинского светилы, инженер разговорился с соседом по очереди. И тот высказал интересную мысль, что, скорее всего, не страшный сон вызывает боли, а какая-то скрытая болезнь провоцирует этот ночной кошмар: «Постарайтесь расшифровать это послание!»
  — Эти слова запали мне в душу, —  говорит Пельцер. — И когда ночью мне вновь явилась страшная женщина, я мысленно спросил: «Кто ты?» — «Я богиня Мокошь! — прозвучал ответ. — Съешь паука! Это мой тебе совет, иначе...» И она исчезла...
  — Я с трудом дождался следующей ночи, чтобы продолжить диалог, — продолжает Пельцер. — Но страшный сон больше не повторялся. Теперь-то я понимаю, что «мавр сделал свое дело и ушел». То есть богиня Мокошь донесла до меня ту информацию, которую хотела дать. Но тогда я был весьма огорчен таким поворотом событий...
  Так в наследство от странного сна остались у инженера Пельцера непрекращающаяся мигрень и  еще загадка имени «женщины из каменного колодца». Дело в том, что кого бы он ни спрашивал, никто не знал о такой богине — Мокошь...
  Но у Александра Борисовича оставалось еще одно ключевое слово из ночного кошмара — паук. И с упрямством, достойным уважения, инженер начал свое собственное этнографическое расследование.
  — Я перерыл целые тома литературы о пауках, — говорит Пельцер. — И обнаружил прелюбопытные факты, подтверждающие, что я на верном пути. Оказалось, что во все времена колдуны и знахари использовали пауков в качестве целебного средства. Более того, применялись пауки и в официальной медицине.
  Приведу всего один такой рецепт из медицинского справочника, составленного англичанином  Джоном Уотсоном для практикующих врачей еще в 1750 году: «Живого паука залепи осторожно хлебным мякишем, но так, чтобы не повредить его, и дай пациенту быстро проглотить. Это очень эффективное лекарство...» (От каких хворей — говорить не буду. Все же справочник стародавний. Мало ли что!) Всего же я нашел не менее двадцати схожих рецептов в средневековых манускриптах.
  «Съешь паука!» — приказывала богиня, живущая на дне колодца. И в этом, похоже, был определенный смысл...
  Брезгливые дальше могут не читать. Доведенный головной болью до предела, Пельцер изловил пару пауков и...
  Ну-ка, угадайте, что дальше произошло? То ли действительно помогли «восьминогие живые  пилюли», то ли это вера в небесное целебное средство оказала свое благотворное влияние на организм... Но головная боль стала отступать. А через пару недель Александр Борисович забыл о ней вовсе. На этом можно было бы и закончить наш рассказ, если бы не богиня Мокошь!
  — Клянусь, я никогда ранее не слышал ничего похожего, — утверждает Пельцер. — Уж не знаю, из каких глубин моего подсознания во сне выплыло это имя. Но вскоре после того, как я чудесным образом излечился от мигрени, я с удивлением узнал, что богиня Мокошь — вовсе не плод моего больного воображения, а вполне реальный персонаж восточнославянской мифологии.
  Александр Борисович признается, что это открытие во многом переменило его мировоззрение.
  — Слишком много странных совпадений, — говорит он. — Судите сами.
  Историк, который мне все рассказал, утверждает, что, по данным этнографии, богиня Мокошь представлялась древним как женщина с большой головой (!) и длинными руками, прядущая кудель. Ей приносили жертву, бросая в каменный колодец (!) мотки пряжи... Узнав об этом, я отчетливо  вспомнил свой ночной кошмар — в колодце, куда я падал во сне, всюду, как паутина, были растянуты крученые шерстяные нити...
  — Дальше — больше, — рассказывает Пельцер. — Оказалось, что славянская богиня Мокошь сродни древнеримским богиням Паркам. Эти древние персонажи «пряли нити судьбы». И изображались они в виде гигантских паучих. Ничего себе совпадения, да?! Я так и не могу до конца объяснить для себя всего случившегося со мной. Но скажу вам вот что: после того случая я еще двух человек вылечил от тяжелейшей головной боли. Чем? Да пауками, конечно же. Были мы с друзьями на рыбалке. А рыбачили очень далеко от жилья (на дальних озерах). И ребята то ли перегрелись на солнце за день, то ли еще что, но к вечеру оба мучились от страшной ломоты в голове. Лекарств у нас никаких не было. Водочкой «полечиться» не рискнули. И тут я вспомнил про пауков. Слепил два мякиша с «начинкой» и дал страдальцам. Боль как рукой сняло! Хотите верьте — хотите нет.
  Кстати сказать, пауки помогли не только Александру Борисовичу и его друзьям.
  Древние легенды гласят, что эти жутковатые создания спасли жизнь самому пророку Магомету! И с тех пор задавить паука считается большим грехом у магометян.
  Легенды гласят также, что пауки приносят удачу. Игроки и вообще все люди, которым часто приходится испытывать судьбу, прямо-таки благоговеют перед этими созданиями, питая к ним чувства мистического трепета и уважения.
  Кстати, известный английский биолог, профессор Уильям Бристоу, много лет посвятивший изучению пауков, тоже свято верит в то, что пауки приносят удачу, и неоднократно использовал эти свои знания на практике. Его знакомые рассказывают:
  «Однажды профессор крупно проигрался в покер. Он все повышал и повышал ставки, но карта не  шла... Тогда господин Бристоу ошарашил присутствующих тем, что смахнул со стены паука и сунул себе в рот.
  «Ну теперь держитесь!» — сказал профессор. И точно. Вскоре он выиграл все деньги, что были на руках у партнеров. «Это самый надежный способ обогащения! Известен он со времен Древней Греции, — уверяет знаток пауков, профессор Бристоу. — Если, конечно, вы способны побороть отвращение и проглотить эти восьминогие пилюли».
  Невероятно? А кто спорит... Ясно лишь одно: наши предки знали много того, о чем нам,  таким просвещенным и «продвинутым», только еще предстоит узнать. И нечего посмеиваться над старыми сказками и побасенками. В них столько сокровенного смысла и знаний, что нам и не снилось!

-------
счетчик посещений

Комментариев нет:

Отправить комментарий