…Сотворив Землю со всеми её чудесами, Господь Бог прослезился от умиления: как хорошо удалось ему воплотить задуманное! Слеза Всевышнего превратилась в сказочную голубоглазую (благодаря множеству живописнейших озёр) страну, которую впоследствии назовут Швейцарией. Такова легенда…
Но реальность, оказывается, не так уж отличается от легенды. Швейцария, по Божьей воле, а того вернее, по воле населяющих её людей, давно стала одной из самых привлекательных, с высочайшим уровнем жизни, стран мира.
Познакомимся поближе…
Как сообщают справочники, «страна миллионеров» Швейцария занимает площадь около 41 300 кв. км, что ненамного больше, например, Луганской области. При этом 60% площади занимают Альпы, 26% земель — скалистые снежные горы, 25% территории заняты лесами и всего лишь 6% земли используется для земледелия. Качество швейцарского масла, сыра, молока не нуждается в рекламе. Швейцарские часы, а также шоколад, вырабатываемый швейцарскими фабриками, справедливо считаются лучшими в мире. О швейцарских банках я лучше умолчу — сами знаете об их сверхпрестижности. Не менее привлекательны здешние курорты и туристские объекты… Природа Швейцарии необычна. Едва ли на нашей планете найдётся ещё место, где буквально на клочке суши можно встретить такое разнообразие климатических зон, рельефов, пейзажей, ландшафтов. Высочайшие в Европе горы (упомяну хоть Альпы), зелёные долины, живописные озёра (например, Боденское, Женевское, Цюрихское), знаменитые альпийские луга, стремительные горные реки и хрустальной чистоты ручьи, красивейший в Европе Рейнский водопад, уникальный 130-метровый фонтан в Женеве, ухоженные, чистые города. А какие здесь великолепные дороги!
Теперь совсем немного о политичесмком устройстве. Официальное название государства — Confoederatio Helvetica, сокращённо — СН., т.е. Швейцария — конфедерация. Она делится на 20 кантонов (нечто вроде наших областей), а также шесть полукантонов, причём каждый из них имеет свой герб, а также может принимать собственные законы! Столица страны — Берн, а крупнейший город и финансовый центр — Цюрих, в котором расположены три из пяти швейцарских банков. Швейцария граничит с Германией, Австрией, Францией, Италией. Швейцарского языка как такового на свете не существует, но в кантонах, граничащих с Францией, в качестве государственного используется французский, т.к. большинство тамошнего населения говорит именно на французском, точно также обстоят дела с итальянским и немецким государственными языками. А четвёртый государственный — это ретророманский. В процентном отношении: 75% населения говорят по-немецки, 20% — по-французски, 4% — по-итальянски; всего 100 тыс. чел. (из общего населения страны 7,2 млн) пользуются ретророманским.
Швейцарцы очень любят свою страну, искренне уважают её символику. В здешних городах трудно найти улицу, не украшенную во множестве национальными флагами — белый крест на красном поле.
Любим работать, любим поесть!
Итак, в маленькой Швейцарии живут самые разные люди, говорящие на многих языках и диалектах. Но всех их объединяют несколько общих черт характера, о некоторых из них я упомянул выше. Поговорим о других. Главное для швейцарца — работа. Всё, что ей препятствует — искореняется. Неработающие, независимо от причин, подвергаются вежливому молчаливому осуждению.Кстати, безработица в стране — минимальная, что-то около 3 % (в соседней Германии она превышает 10 %). Швейцария охотно принимает на работу жителей других стран, например Германии. Главное при этом — отнюдь не национальность или гражданство, а исключительно деловые и профессиональные качества сотрудника. Швейцарские граждане тоже нередко работают в сопредельных странах.
Швейцарец очень привержен автономности, независимости от правителства, соседей, от погоды… Здесь не принято заходить друг к другу, как это ингда бывает у нас — за луковицей, щепоткой соли, стаканом муки, яйцом, иголкой, спичками… Всё это должно постоянно быть в запасе, притом высокого качества и в достаточном количестве, иначе ты и не хозяин вовсе в доме.
Действительно, забежать к соседке по определенному случаю швейцарке и на ум не придёт. Тем не менее, пообщаться друг с другом здешний народ, как и везде на свете, не прочь. Просто для этого существует внерабочее время, необходимые условия, соответствующее место. Подобные мероприятия заранее планируются, встречи, в основном, проходят в ресторанчике или кафе. Здесь, практически, все «на колёсах», за рулём, посему встречи, как правило, обходятся без спиртных напитков. Швейцарцев это совсем не напрягает: и без алкоголя, или же при его минимуме, жизнь прекрасна!
Как и везде, в горной стране есть города и деревни, хутора и фермы. Но здесь не редкость в лесу, на лугу, на склоне холма наткнуться на отдельно стоящий дом, связанный с внешним миром «жгутом» электропроводов и, конечно, первоклассной подъездной дорогой. К слову, в полной мере проявляется автономность и самодостаточность швейцарских семей. Частные дома, конечно же, имеют достаточную жилплощадь. Но повзрослевшие дети, а вслед за ними и внуки, сплошь и рядом выбираются из родного гнезда, чтобы пойти по собственному пути, самим торить дорогу к достойной жизни. Отношения же между поколениями при этом остаются самыми родственными и доброжелательными. Но у отцов и у детей — свое видение жизни,свои убеждения, свои интересы.
При совершении покупок, заказе услуг главное внимание уделяется качеству. За высокое качество швейцарцы охотно расплачиваются полновесной монетой. Дорогостоящими покупками они даже гордятся: мы, дескать, много работаем, получаем соответствующее вознаграждение и можем оплачивать добротные вещи, которые долго прослужат. В ресторанах, как правило, заказывают самые вкусные, часто экзотичные, соответственно дорогостоящие блюда. На пустяки деньги они тратить не станут, но при этом их скрягами не назовёшь, скорее швейцарские граждане — просто прагматики.
Мирная страна, но вооружена
Сегодня никто и не догадывается, как много воинственности и страсти к оружию таится в крови мирных швейцарцев. Еще 500 лет назад сильнейшие армии Европы не могли разрушить сплоченность и дисциплину вооруженных пиками местных фаланг.
Многочисленностью и жестокостью своих формирований швейцарцы надолго отбили у чужеземцев охоту забираться в их горы. Примерно 200 лет, несмотря на объявленный в XVI столетии нейтралитет, Швейцария поставляла наемников всему континенту. Платить за них приходилось очень дорого, считались эти вояки выносливыми и храбрымми, но в XVIII веке эта практика была прекращена.
О прошлом напоминает только знаменитая папская гвардия Ватикана —сотня швейцарцев-католиков в живописных костюмах эпохи Ренессанса.
Нынешняя армия республики в пересчете на душу населения остается крупнейшей в Европе, одной из самых дорогих в мире и сохранила традицию формирования по принципу народной милиции. Пройдя обязательную службу (до полугода), милиционеры отправляются в резерв и еще шесть раз призываются на сборы — все, вплоть до президента. Отказ от призыва грозит штрафом или тюремным заключением, альтернативная служба не приветствуется — после нее приличную работу найти невозможно. Мирное население страны считается одним из самых «вооруженных» на
земле: около двух миллионов единиц различного оружия на все население! И любая, даже самая крошечная деревушка располагает собственным тиром.
Такое разное «фондю»…
Самое известное блюдо швейцарской кухни — «фондю»: это расплавленный сыр с отварной картошкой и соленым огурцом. Это изысканное блюдо стало очередным на многих горнолыжных курортах Швейцарии.
Между тем швейцарцы готовят уйму самых неожиданных блюд из своего фирменного продукта, и практически каждый регион этой страны может похвастаться своим оригинальным блюдом. Например, в восточном регионе готовят несложный, но сытный салат.
Примерно на 300 г сыра, нарезанного кубиками, там берут одну большую измельченную репчатую луковицу и небольшой пучок лука-резанца, его тонкие зеленые перья режут по диагонали. Все это перемешивают в салатнице и заправляют маслом и уксусом, добавляют соль и перец по вкусу.
В этих же краях можно попробовать и оригинальные сырные пончики. В разогретое молоко сначала тонко нарезают сыр и помешивают до тех пор, пока он не растворится. Полученную смесь охлаждают и замешивают на ней тесто, добавляя муку, яйца и светлое пиво. По консистенции тесто должно быть чуть гуще, чем для блинов. Ему дают отстояться примерно час, после чего небольшими порциями обжаривают во фритюре. Подают эти пончики и с пивом, и с белым сухим вином.
Еще одно простое и сытное блюдо пришло явно из рациона пастухов, как, впрочем, едва ли не вся швейцарская сырная кухня. Остатки вчерашнего черного хлеба нарезают кубиками или пластинками и перекладывают в какой-нибудь подходящей посудине сыром, замтем заливают молоком и оставляют на час, чтобы оно впиталось в хлеб. Теперь эту сырно-хлебную смесь можно обжаривать на масле до хрустящей корочки. Подают это блюдо либо на завтрак с кофе, либо как закуску с легким овощным салатом.