воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Балаклава - страна лестригонов


  Кто такие великаны лестригоны, какие сокровища прячут в себе лазурные морские волны и где снимался первый любовный украинский фильм "Сафо"? Все эти секреты вам раскроет Балаклава - чудесная бухта в Крыму. Это любимое место дайверов, яхтсменов, гурманов и всех тех, кто ценит красивую природу и интересный познавательный отдых. Осенью сюда приехать не менее приятно, чем летом.
  Красавица Балаклава расположилась недалеко от автотрассы Севастополь-Ялта на берегу живописной бухты. Она отделена от моря высокими горами, поэтому как бы не бушевали в открытом море волны, в бухте всегда спокойно. Итак, можно целыми днями лежать на теплых камнях под солнышком и наслаждаться отдыхом.
  Название бухты с тюркского переводится как «рыбье гнездо». И это действительно так : здесь прекрасные пейзажи, великолепные пляжи с мелкой галькой, яхт-клубы и дайвинг-центры, рыбные рестораны с черноморскими деликатесами и много ласкового солнца. К тому же в городке целых две набережные: набережная Назукина - сердце активной курортной жизни и центр яхтинга, и Таврическая, с которой лучше любоваться византийской крепостью Чембало и морскими пейзажами.

  Маленький Лондон
  Узкая и извилистая, как фьорд, бухта Балаклавы была населенной еще во времена Гомера. Помните знаменитую бухту лестригонов с ее кровожадными великанами, от которых спасался доблестный Одиссей? Так вот, путь знаменитого путешественника проходил именно здесь! Среди других интересных фактов: в Балаклаве снимали такие известные фильмы, как «Человек-амфибия», «Бегущая по волнам», «Водитель для Веры» с несравненным Богданом Ступкой и эротический фильм "Сафо".
  В XIX в., во время Крымской войны, в Балаклавской бухте стояли корабли британского флота. За это время англичане вымостили в городе набережную, построили пристань, железную дорогу и много импозантных зданий, ласково называя Балаклаву «маленьким Лондоном».

  Атомные лодки
  Как бы пафосно не звучало, но настоящяя курортная жизнь Балаклаве подарила независимая Украина. Ведь еще лет двадцать назад въезд в Балаклаву разрешался только по пропускам. А все из-за секретного военного объекта! В конце 1980-х здесь мало кто помнил, что век назад это маленькое местечко имело славу модного курорта. Все балаклавские улочки круто спускались к набережной, где кипела городская жизнь. Витрины магазинов манят покупателей, а в ресторанах - «поплавках» подносили изысканные блюда. В Балаклаве работала библиотека, театр и даже иллюзион. Здесь искали вдохновение творческие личности, среди которых были дипломат Иван Муравьев-Апостол, поэты Адам Мицкевич и Леся Украинка, писатели Александр Грин и Александр Куприн.
  А потом началась другая, военная страница. В феврале 1945-го, после окончания знаменитой Ялтинской конференции, Балаклаву посетил премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. А в начале пятидесятых Иосиф Сталин лично рассмотрел и одобрил проект  строительства в бухте уникального подземного завода по ремонту подводных лодок.
  Уже в 1961 г. сверхсекретный завод под шифром «Объект № 825 ГТС» начал работу. Тогда факт работы на этом предприятии скрывали даже от членов семей. А сейчас все секреты мы можем узнать в военно-морском музее, расположенном на Таврической набережной. Собственно, он и является тем штольней, откуда выходили в море девятиметровые субмарины.

  Голубая лагуна
  В Балаклаве есть два общественных пляжа - городской пирс на набережной Назукина и небольшой пляжик конце Таврической. Но самым лучшим местом для купания считаются пляжи Серебряный и Золотой. Туда можно добраться от расположенных на набережной пристаней на катере или частных моторных яликах: на Серебряный (близкий) пляж примерно за 10 мин, а на Золотой - за 20 мин.
  Эти пляжи у подножия Крымских гор, в окружении соснового и можжевелового леса просто замечательные. Вода здесь всегда чистая, с каменистым дном, из воды торчат валуны, из которых можно осторожно нырять в воду. Однако учтите, что в этих местах близко к поверхности моря проходит холодное течение, которое иногда выносит на поверхность массу холодной воды.
  К слову, от Серебряного пляжа можно вернуться в город минут за 40 по извилистой горной тропе, наслаждаясь морскими пейзажами. И не забудьте про морскую прогулку до мыса Фиолент с древним Георгиевским монастырем, основанным еще в 891 г. Обещаю, что по пути вы обязательно увидите резвящихся дельфинов!

пятница, 27 сентября 2013 г.

Болгарская ривьера


  Когда-то Болгарию в шутку и всерьез называли 16-й республикой Советского Союза. Сегодня эта страна вошла в содружество европейских государств и, несмотря на экономические трудности, все же медленно, но уверенно продвигается по пути к процветанию, упорно ища свое место в европейской семье.

  Рукотворное чудо
  Туризм — одно из немаловажных направлений ее поступательного развития. Болгарские черноморские курорты и во времена социализма выгодно отличались от наших, а сегодня это вообще другой мир, где наравне с полноценным отдыхом за доступные, заметим, средства можно увидеть и узнать много нового и интересного, получив запас положительных эмоций и незабываемых впечатлений на год вперед.
  Когда наш автобус начал спускаться с горы и меж деревьев несколько раз, как в рекламном ролике, промелькнуло «чудесное видение» — под горой, в раковине морского залива, раскинулось живописное селение, сплошь укрытое, как под большим грибом из сказки, чередой черепичных крыш — первая мысль и первое сравнение, возникшие в голове, были связаны со сказочными романами Александра Грина. А когда въезжали в него уже снизу, наоборот, поднимаясь в гору, и в лобовом стекле автобуса промелькнули первые белокаменные постройки, крытые все как одна одинаковой буро-оранжевой черепицей, это впечатление только усилилось: ну, точно, городок этот словно строился специально для того, чтобы стать «живой» иллюстрацией к удивительным историям нашего замечательного крымского мечтателя и выдумщика, всю свою жизнь создававшего с помощью пера и бумаги чудесные города и целые диковинные страны.
  Не случайно болгарский городок Святой Влас, расположившийся у подножия гор Стара Планина на берегу Черного моря, называют чудом, но, в отличие от фантастических городов из книг Александра Грина, — это пример рукотворного чуда. Причем это «чудо» было создано менее чем за десятилетие, и работа над довершением этого «произведения» еще продолжается.
  Хотя в это и трудно поверить, но еще в начале 2000-х годов на этом месте никакого сказочного города не было и в помине, была лишь небольшая деревенька, приютившаяся у подножия гор, где жили в основном рыбаки и  крестьяне. Многие здешние жители работали в гостиничных и санаторных комплексах известного на весь мир соседнего курорта. Тут наконец нужно раскрыть карты: этот новый, быстро развивающийся приморский городок Святой Влас находится всего в четырех километрах от знаменитого курорта Солнечный Берег. Уверен, что об этой знаменитой здравнице, построенной специально для тружеников социалистических стран, наверняка слышали все без исключения. Его название красовалось на этикетках диковинных на то время пузатых бутылок одноименного коньяка, который время от времени появлялся на прилавках наших магазинов. Да, это был знаменитейший социалистический курорт, который и строили, как тогда было принято, всем миром, при участии всех братских социалистических стран, с приоритетной долей вложений со стороны «великого и могучего» Советского Союза.

  Социалистический "рай"
  Справедливости ради нужно заметить, что лишь очень небольшому числу тружеников полей, заводов и фабрик бывшего СССР в свое время посчастливилось побывать на этом замечательном черноморском  курорте. Такой чести удостаивались только «лучшие из лучших», а значит, преимуществом, как водится, пользовались всевозможные партийные, профсоюзные и другие руководящие работники. И все же с начала 60-х годов прошлого столетия (курорт был заложен в  1957 г.) здесь побывало довольно много советских людей, на всю жизнь оставив в своем сердце приятные воспоминания об этом по истине райском уголке Болгарии. Хотя страна Болгария была и своя, родная, почти что 16-я республика СССР, но все же заграница, а это уже само по себе  воодушевляло советских граждан, отделенных от мира прочным железным занавесом: хоть и социалистическая, но Европа — «коварный» Запад совсем недалеко, рукой подать, и отголоски его, естественно, докатывались и до этих мест. Ну, хотя бы в виде пестрой одежды, все же столь отличной от привычной нашей легкопромовской, или знаменитых болгарских сигарет:  «Стюардесса», «Родопи», «Ту-154», непривычно легких и ароматных. И, конечно же, в виде  пластинок знаменитой болгарской фирмы грамзаписи «Балкантон» с такими вожделенными «Битлами»,  «Аббой» и «Смоукками». Популярными были и звезды эстрады из стран так называемой народной демократии: Марыля Родович, Карел Гот, Радмила Караклаич и Василь Найденов, которых в «своем отечестве» тоже нельзя было днем с огнем сыскать — разве что на «барахолке» за бешеные деньги. А тут, в благословенном Солнечном Береге, этих самых звезд можно было увидеть и услышать даже на местных концертных площадках и за довольно доступные деньги.
  В общем, затюканному со всех сторон советскому гражданину Болгария давала возможность прикоснуться к запретному плоду, слаще которого, понятное дело, ничего нет и не было на  свете с самого сотворения мира. Но главное все же не это. А то, к примеру, что пляж на Солнечном Берегу (хотя правильнее, конечно, сказать — в Солнечном Береге) и вправду был золотой: песочек его характерного золотистого оттенка как будто весь был пропущен сквозь многочисленные детские «сита», которыми детвора играет в песочницах. Вообще, Солнечный Берег славится своими песками, и в особенности уникальными, многометровыми дюнами, которые, к счастью, не успели полностью застроить до того, как ЮНЕСКО решила взять их под свое крыло.

  Бетонные "цветы"
  Надо сказать, что строительство здесь и впрямь идет уж слишком бойко: гостиничные комплексы год от года растут как грибы в благодатную осеннюю пору. Да и почва здесь для этого местными властями создана благоприятная: прекрасные возможности для инвестиций открыты для всех — лишь вкладывай деньги и строй на здоровье. В последние годы уж слишком преуспели в этом россияне. Стараются не отставать от них и наши соотечественники: по статистике год от года все больше квадратных метров жилой площади в этих сказочных местах приобретают и украинцы. Жаль только, что строительство зачастую идет в ущерб уникальной природе и зеленым оазисам, кстати, тоже в большинстве своем — рукотворным.
  Как это? — спросите вы. А вот так: для того чтобы, к примеру, на каменистых крымских берегах, как и на песчаных болгарских, что-нибудь выросло (а без растительности, зеленых аллеек и парков разве может быть полноценной курортная зона?), нужно вложить приличные средства и труд многих и многих людей на протяжении десятилетий. И все это здесь было сделано.
  В конце 50-х годов ХХ ст., когда в этих местах заложили первые санатории, сюда завезли более полумиллиона кубометров плодородной земли, на которой высадили 300 тыс.(!) хвойных и широколистных пород деревьев и почти 800 тыс. кустарников и декоративных растений. О цветах умолчим. Есть мнение, что миллион алых роз латвийский маэстро Раймонд Паулс впервые увидел именно в этих местах, а потом уж преподнес их примадонне российской эстрады в виде неумирающего шлягера, который, к слову, в Болгарии и по сей день звучит чуть ли не на каждом перекрестке. Ныне же, увы, здесь в том же примерно соотношении растут цветы иного рода — из стали, стекла и бетона. Они, бесспорно, впечатляют, манят и даже завораживают, особенно в ночное время, когда сплошь «загораются» яркими разноцветными огнями, играя и переливаясь в такт музыкальным ритмам своих бесчисленных дискотек, здешние отели. Но это «очарование», как вы понимаете, уже совсем иного свойства. А того, что было когда-то, увы, уже не вернуть.
                                                                                                                         (продолжение следует)

вторник, 24 сентября 2013 г.

Автомобиль с нулевым пробегом


  Стиль управления на первых километрах после покупки авто может сильно повлиять на его дальнейшую жизнь.
  Вы купили автомобиль. Причем не какой-то там «секонд-хенд», а транспортное средство, которое только что сошло с конвейера. Радость от приобретения вызывает эйфорию, и в мыслях вы уже летите на предельной скорости куда-то к горизонту. И вдруг - стоп, ибо вся эта драйверская идиллия рушится. Причина банальна: на край света вам вроде и можно, а вот на полной скорости - нет. И дело здесь не только в «неподкупных» камерах автоматической фиксации нарушений. На пути ваших фантазий стала... обкатка.

  Нужна ли обкатка современному автомобилю?
  Переходим от фантазий к фактам и изучения инструкций. Так вот, есть устойчивое мнение, что технический уровень главных автомобильных концернов настолько высок, что большинство современных моделей не требует соблюдения обкаточного режима, потому что они готовы к полноценной эксплуатации. Какое-то технологическое обоснование для такого мнения есть. Тем более, что автомобиль, который на десятом километре большого «жизненного» пути (пробега) развил максимально возможную скорость, скорее всего не станет посреди дороги с заклиненном двигателем. Здесь самое время заглянуть в мануал (так обычно называют техническое руководство, которое прилагается к каждому автомобилю) и прочитать о допустимых режимах эксплуатации на первых 1тис.500 - 3тис.км пробега. И поверьте, что все эти ограничения и специальное «постобкаточне» ТО «придуманы» не просто так. Именно от тщательности проведения обкатки во многом зависит «судьба», «здоровье» и «долголетие» автомобиля, каким бы современным и технически совершенным он ни был. А кроме того, когда фирма- производитель официально заявляет, что выпущенный ею автомобиль обкатки не нуждается, следует понимать следующее: здесь просто учтены (причем, вполне обоснованно), что ущерб, будет нанесен новому автомобилю неоптимальными режимами работы, настолько незначительна, что не стоит пугать неподготовленного покупателя какими-то обкаточными режимами. Но мы с вами имеем собственный опыт, поэтому придержимся другого мнения. Итак, вы  уверены в том, что для нового автомобиля нужен если не «обкаточный», то хотя бы «бережный» режим. Поэтому даже когда производитель не требует соблюдения жестких правил обкатки, некоторые ограничения все-таки лучше соблюдать.

  Чего не любит новый автомобиль?
  Вопреки довольно распространенному мнению, двигатель нового автомобиля не следует вводить в «большую жизнь» путем длительной работы на одних оборотах. Дело в том, что при такой обкатке двигателя происходит «узкоспециализированная» притирка деталей. Впоследствии, когда обкатанный таким образом агрегат начинают эксплуатировать в нормальном режиме, происходит его вторичная «приработка» (и соответственно дополнительная выработка ) с учетом принципиально изменившихся условий.
  Также в период обкатки следует избегать резких разгонов и работы двигателя на оборотах, близких к максимальным (в инструкции зачастую указаны допустимые обороты в зависимости от пробега), а также движение «в натяг», то есть с достаточно большой нагрузкой на минимальных оборотах.
  Есть мнение, что работа двигателя в период обкатки, да и после нее, наиболее оптимальна в диапазоне от 2 до 4 тыс. оборотов. И даже называется оптимальная «обкаточная скорость» - 90-110 км/час. Но справедливо оно лишь частично. Характеристики современных двигателей (и автомобилей в целом) настолько разные (я уже не говорю о разнице между бензиновыми и дизельными двигателями), что вот так наугад указать цифры общего «правильного» диапазона было бы не совсем правильно. Можно сказать более общими словами: стрелка тахометра должна  перемещаться в средней части рабочей зоны шкалы, а «нужная» скорость будет зависеть от общего передаточного числа трансмиссии и наружного диаметра ведущих колес.
  К особо тяжелым условиям эксплуатации и соответственно обкатки следует также отнести движение в условиях больших городов с их рваным ритмом и многочисленными «пробками», а также частые и непродолжительные поездки, при которых двигатель просто не успевает выйти на нормальный рабочий режим.
  Но, как говорится, не двигателем единым - в процессе обкатки следует по возможности избегать и резких торможений (конечно, если речь не идет о торможении экстренном ). Дело в том, что в течение первых нескольких сотен километров идет «приработку» не только двигатель и трансмиссия: одновременно «учатся » слаженно работать вместе и многочисленные детали тормозных механизмов.
  В период обкатки не стоит увлекаться использованием «грузовых» возможностей авто (пусть даже и в обусловленных технической характеристикой пределах). Что касается буксировки прицепа, то во многих инструкциях буксировка не обкатанным автомобилем категорически запрещена.
  Ну и наконец главное: помните, что правильная обкатка автомобиля после его приобретения способна продлить срок службы основных узлов и агрегатов, сделав их роботу надежной и экономичной. А не правильная - способна... в общеи, лучше и не говорить. Выбор за вами.

воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Лесное мясо: Как правильно покупать грибы


  В этом году лето попращалось с нами дождем, поэтому стоит расчитывать на щедрый урожай грибов. Кто-то пойдет охотиться на этот деликатес в лес, другие - на базар, точнее на стихийный рынок возле метро или в переходах. Вот тут-то и нужно проявить бдительность.

 Отдельное царство пользы
  Дело в том, что продавцы не хотят возиться с анализами и необходимыми разрешениями, тем более, что беспечным покупателям нет разницы, где приобретать грибы. Не останавливает потребителей и статистика отравлений от употребления лесных грибов - это 600-700 случаев в течение года, почти десятая часть из которых - летальные. Поэтому если потребитель осмеливается приобрести так называемое лесное мясо на стихийном рынке, то должен точно знать, как выглядит безопасный съедобный продукт, уметь определять его свежесть и качество.
  Грибы - представители отдельного биологического царства. По количеству белков грибы, особенно сушеные, превосходят мясо, поэтому их часто так и называют «лесным мясом». Вся польза грибов заключается в уникальном сбалансированном составе всех биологически ценных пищевых компонентов. При этом основой грибов является вода - почти 90% всего содержимого делает продукт низкокалорийным, легко усваиваемым и диетическим. Витаминный ряд, который содержится в грибах, также богат: А, В ( B1, B2, B3, B6, B9 ), D, Е, РР. Такой набор благоприятным образом влияет на нервную систему, процессы кроветворения, сосуды. А содержание в грибах витаминов группы В иногда намного выше, чем даже в некоторых овощах и злаках.
     Микроэлементы, содержащиеся в грибах : калий, кальций, цинк, медь, фосфор, сера, марганец, также положительно влияют на работу сердечно - сосудистой системы, укрепляют миокард. Между прочим, грибы выводят вредный холестерин из крови. «Грибные» цинк и медь ускоряют обмен веществ, улучшают кроветворение, участвуют в процессах выработки гормонов гипофизом. К полезным компонентам грибов относятся и бета - глюканы, которые поддерживают иммунную систему и имеют высокий противораковый эффект. Богаты грибы меланином - один из самых сильных природных антиоксидантов. Однако часть витаминных соединений в грибах разрушается при термической обработке, поэтому полезнее употреблять маринованные и засоленные грибы.

  Снимаем маски: съедобный - не съедобный
  Главное правило грибного охотника: знаешь гриб - клади в корзину, не знаешь - не бери. Самое опасное то, что почти у каждого «хорошего» гриба есть плохой двойник. Поэтому жизненно важно знать, чем полезный и безопасный гриб отличается от своего дублера.

                                                                                      Белый гриб и жёлчный гриб

  Цвет шляпки белого гриба может быть различным - от белого до темно-коричневого с фиолетовым оттенком. Это зависит от того, в каком лесу растут грибы. Ножка беловатая или светло-бурая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть должна быть белой, плотной, на сломе цвет не должен меняться. Гриб имеет приятный ярко выраженный грибной запах.
  Жёлчный гриб на первый взгляд очень похож на белый гриб. У дублера трубчатый слой шляпки розового цвета, а мякоть на изломе краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок. Главное отличие - горький вкус, который не исчезает при любой обработке. К счастью, этот гриб не ядовитый, однако если он попадет в кастрюлю с «хорошими» собратьями, то испортит горечью все блюдо.









 Подберезовик и его дублер
  В разных местностях гриб, растущий под березами, называют подберезовиками, черным грибом, бабкой. Окраска его шляпки белая, серая, серо-бурая, бурая, иногда черная. Мякоть такого гриба белая, на изломе, и как правило, цвет не меняется. Мякоть старого гриба рыхлая и очень водянистая. Низкого качества подберезовик, который растет на болотах, - он очень водянистый с желеобразной мякотью и быстро портится.
  В «плохого» напарника подберезовика шляпка серовато-розового или сероватого цвета. Трубчатый слой гриба в раннем возрасте белого или грязно-белого цвета, по мере роста приобретает выраженный розовый оттенок, который и помогает сразу же определить ложность гриба. В нижней части ножки обычно значительное утолщение. Гриб несъедобный.





  Масленок и двойник
  Шляпка масленка снаружи шоколадно-бурого цвета с фиолетовым оттенком. У молодого гриба верхняя часть ножки соединена со шляпкой белой пленкой (покрывалом), которая с ростом гриба разрывается, образуя на ножке кольцо. Это кольцо сначала беловатое, затем темнеет и становится слабого фиолетового цвета. Мякоть беловато-желтая (на сломе ее цвет не меняется), с приятным запахом, напоминающим аромат фруктов.
  «Ложные» маслята встречаются крайне редко. У настоящих маслят верхняя плёночка (кстати, ее обязательно нужно снимать перед приготовлением, поскольку она дает горечь) тянется, а у «ложных» - нет. Будьте осторожны - это ядовитые грибы.







  Лисички и их сестренки
  Один из лучших и самых полезных съедобных грибов на земле - лисички. Это грибы с выпуклой или плоской головкой с волнистым краем. Они имеют окраску от бледно-желтого до почти оранжевого цвета. Разница между настоящими и «ложными» лисичками заметна на глаз : у «ложных» лисичек круглая шляпка с ровными краями, а у настоящих он гофрированный с изогнутыми бахромчатыми краями. И цвет гриба
другой: яично-желтый у съедобных и красновато-оранжевого, красновато-медного у несъедобных. Опасность в том, что ложные лисички растут по соседству с настоящими. Ложные лисички не ядовитые - и это радует, но на вкус они совершенно несъедобны.






  Поганка маскируется под сыроежку
  Даже опытные грибники могут ошибиться, собирая молодые плодовые тела, когда у грибов еще не проявились морфологические признаки: например, бледная поганка, которая еще не раскрылась, внешне напоминает сыроежку. Поганку выдаст ножка. Она у нее вроде как вылезает из шейки широкого кувшина. Цвет шапочки белый, бледно-зеленый, желто-зеленый, в середине темнее, чем с краю. В верхней части ножки есть кольцо пленки. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Редко кто выживает, отравившись этим грибом. Поэтому не стоит покупать грибы без ножек, потому что именно они могут засвидетельствовать о безопасности продукта.
  Сыроежка имеет шляпку красного, красно-коричневого, серо-зеленого и ярко-розового цвета, иногда в центре рыжевато-оливковая, с тонким, гладким краем, клейкая, при высыхании матовая. Ножка у него белая и прямая. Если разломить шляпку, то мякоть внутри также чисто белого цвета.



  Свежий - значит не опасный
  За рубежом случаи отравлений дикорастущими грибами случаются чрезвычайно редко, ведь там не принято собирать грибы в лесу. Отечественное Министерство Здравоохранения также рекомендует употреблять грибы, выращенные исключительно в теплицах. Однако наших людей не переделаешь. Поэтому чтобы не попасть впросак, покупая грибы с рук, в первую очередь пощупайте продукцию - качественный гриб должен быть упругим. Ножка и шляпка не должны быть водянистыми или рассыпаться. Покупайте только молодые экземпляры, так как грибы, как губка, впитывают всякий яд, поэтому есть шанс, что молодые соберут его гораздо меньше, чем их зрелые собратья. Главный принцип - никогда не покупать гриб, если он вызывает у вас хоть малейшее сомнение. Важно помнить, что после срезания гриба его нужно как можно быстрее переработать, так как через 3-5 ч в нем начинает накапливаться, так называемый, трупный яд. Грибы дольше сохраняются в холоде, но не более суток после сбора. Лучше когда их продают в лозовой корзине, а не в цинковой или алюминиевой посуде. Грибы быстро впитывают тяжелые металлы. Не стоит покупать этот специфический товар и в полиэтиленовых пакетах, где значительно ускоряется процесс распада - образуются еще более вредные для здоровья вещества. Если вы заметили хотя бы одну поганку в корзине - откажитесь от покупки, потому что такой гриб способен отравить всю продукцию. Пресс-служба Минздрава также отмечает, что значительное количество грибов, которые до сих пор считались съедобными, содержат микродозы ядовитых веществ. Если употреблять их несколько дней подряд, можно отравиться. Поэтому грибы нужно есть небольшими порциями и не чаще одного раза в неделю. Детям же давать такой продукт можно не ранее чем с 12 лет.

среда, 18 сентября 2013 г.

Обитель Бога Небесного, или в гостях у Моцарта.


  В античные времена в этих местах поселились иллирийцы. Они были поражены красотой окружающих гор, которые спустя столетия люди назовут Альпами, и живописностью прихотливо извивающейся меж холмов реки, которая впоследствии будет наречена Зальцах. А сами первожители здешних мест считали горы обителью Бога Небесного.



  Дорогой длинною...
  До Зальцбурга по железной дороге мне нужно добираться региональными поездами около 7 ч: это более 450 км. Билет на одного пассажира в одну сторону стоит почти 60 евро. Но мы, группа туристов-«дикарей», непосед-единомышленников, воспользовавшись одной из «заморочек» Немецких железных дорог, в субботу рано утром первым поездом выехали в Зальцбург по групповому «билету выходного дня». По этому билету группа до пяти человек всего за 42 евро  (на всех), т.е. по 8,4 монеты (на каждого), может разъезжать в выходной день хоть по всей стране с полуночи до 3 ч утра следующих суток — на протяжении 27 ч. До Зальцбурга мы добирались с пересадками в трёх интересных городах. Первый из трёх упомянутых — городок Плохинген — раскинулся по берегам реки Неккар — притоки Рейна. Город имеет крупную железнодорожную станцию и судоходную пристань на Неккаре. В Плохингене немало привлекательных старинных фахверковых домов, но замечателен он даже не этим. Здесь есть здание, вернее, целый комплекс их, спроектированный одним из самых удивительных и «прикольных» архитекторов ХХ в. — австрийцем Фриденсрайхом Хундертвассером. Золотистые шары на крыше «дома Хундертвассера» хорошо просматриваются из окон поездов, следующих через Плохинген.
  Второй город — Ульм (стоит сразу на нескольких реках) — родина нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна, памятник которому сооружён возле вокзала. Есть в городе и музей Эйнштейна. Кроме того, в Ульме находится знаменитый, самый высокий в мире собор (161 м) и одно из немногих в городе зданий, уцелевших в годы войны от бомбардировок союзников. В Ульме нам предстояло час ждать мюнхенского поезда, и я по-быстрому провёл своих спутников по знакомым мне живописным древним улочкам «малой Венеции» — удивительного, как бы плавающего в речных струях, Рыбацкого квартала — к элегантной набережной Дуная. Пройдя по ней вдоль реки, мы затем мимо неповторимого праздничного, напоминающего нарядный дворец, здания ратуши вышли к собору. Мы успели заглянуть в собор, полюбоваться его строгим интерьером и даже минут пять послушать орган. А от собора — менее 10 мин хода до вокзала — и вот уже мы, запыхавшись, усаживаемся в уютные кресла мюнхенского экспресса.
  Третий замечательный город — баварская столица Мюнхен — связан с памятью о поэте Фёдоре Тютчеве, композиторе Рихарде Штраусе, писателе Томасе Манне, художнике Василии Кандинском, баварском короле Людвиге Втором... В Мюнхене — множество памятников архитектуры, скульптуры, истории, великолепных парков и скверов. Кроме того, в нем базируется Генеральное консульство Украины.

  Бог музыки
  Наверное, не одному мне вспомнились эти пушкинские слова в минуту, когда наш поезд  затормозил у перрона зальцбургского вокзала. Ура! Мы — в Зальцбурге! В городе на реке Зальцах два музея Моцарта, расположенных на разных берегах реки: первый — в доме, где он более 250 лет тому назад родился, второй — в доме, в котором продолжительное время жил и создавал музыку. Первым и одним из очень немногих учителей его стал отец, Леопольд Моцарт —  скрипач, органист, педагог. Сочинять музыку маленький Вольфганг начал в пятилетнем возрасте,  в шесть лет совершил первую концертную поездку (Мюнхен—Вена). С семи до 10-летнего возраста он «покорял» Европу (вызывая при этом единодушное восхищение и восторг): гастролировал в Англии, Франции, Голландии, Швейцарии... Одновременно одно за другим появлялись сочинённые им музыкальные произведения. Интересный момент: говорят, что когда маленький Вольфганг слышал неверную ноту или фальшь в звучащей музыке, он принимался плакать...
  Четыре года молодой Моцарт провёл в стране искусств — в Италии, где в 14-летнем(!) возрасте был избран членом Болонской филармонической академии. Уникальный случай!
  Затем Моцарт вернулся в родной Зальцбург, но по-прежнему много ездил по Европе с концертами. Продолжал создавать новые музыкальные произведения, часто на заказ. Прожив всего 35 лет, он создал 626(!) талантливейших произведений, в том числе 17 опер, балет, около 50 симфоний, примерно 50 оркестровых ансамблей, десятки инструментальных концертов, 35 сонат... Впрочем, вернёмся в Зальцбург, где, разделённые рекой Зальцах, привлекают любителей музыки со всего мира музеи Моцарта.

  В гостях у гения
  При входе в музей каждому из нас вручили диковинный прибор, напоминающий большую телефонную трубку. Особой кнопкой включаешь на приборе язык, с которым «дружишь». За неимением на трубке русской версии я подключился к немецкой. И проследовал в выставочные залы. Экспонаты пронумерованы. Заинтересовал тебя тот или иной экспонат, набираешь на трубке соответствующий код, прикладываешь к уху — и слышишь в трубке рассказ о данном предмете, и звучит музыкальное произведение Моцарта, имеющее отношение к этому предмету. Мы видим пряди волос Моцарта в разном возрасте, его портреты в различные годы, портреты его родителей, сестры Нинерль — тоже талантливого музыканта. Говорят, если бы не было Вольфганга, слава Нинерль была бы чуть-чуть меньшей, чем та, которая была уготована её гениальному брату. Вот книги Вольфганга, вот ноты, начертанные его рукой. Макеты сцен театров мира с декорациями спектаклей, поставленных по его операм. Макеты театральных лож XVIII в. В ложах — горожане, «совсем как настоящие», в соответствующих нарядах и неизменных париках. Звучат знакомые моцартовские мелодии. На белой стене, сменяя друг друга, демонстрируются фильмы, посвящённые Моцарту, отрывки из его опер, фрагменты концертов, на которых исполняется его музыка.
  Макет экипажа его эпохи: на этом, или на таком же, или почти на таком Вольфганг Амадей Моцарт скитался по городам Европы по время своих бесконечных концертных поездок. Кухня, на которой готовилась пища для семьи Моцартов. Посуда его эпохи, мебель, домашняя утварь. Картины, портреты.
  А вот в этом зале мы видим музыкальные инструменты, на которых играл гениальный австриец. Кстати, Германия и Австрия до сих пор дискутируют, какой именно из двух стран по справедливости принадлежит честь считаться родиной великого музыканта. К этому смычку прикасалась рука гения, к этой скрипке прижимался его подбородок. Вот на этой скрипке он играл в детстве, а на этой — в зрелые годы. Альт, клавикорды, клавесин, рояль... А вот небольшой орган. Затаив дыхание, смотрим на все эти раритеты, а в «телефонной трубке» звучат моцартовские мелодии, исполняемые на них.
  Интересен и дом, в котором родился и провёл младенческие годы Моцарт. Маленький глубокий дворик, крутые лестницы, небольшие комнаты, опоясывающие дом крытые галереи-балконы. Впрочем, оба дома-музея давно потеряли свой первозданный вид: перестройки, преобразования, ремонты. У этих домов сменилось немало хозяев, и каждый считал своим долгом «наследить»...
  Прогуливаясь по залам моцартовских музеев, мы ни на миг не забывали о том, что должны своевременно отправиться в обратный путь, чтобы в первом часу ночи последним поездом вернуться домой. Поэтому знакомство с прекрасным романтичным городом, к сожалению, оказалось несколько беглым, поверхностным. Но... как было не побывать в знаменитом зальцбургском Доме (соборе)! В бронзовой купели собора крестили Моцарта, но главное другое: гигантское здание Зальцбургского собора, в плане напоминающее крест, размером с хорошую городскую площадь, — настоящий гимн человеческому гению. Какие боги  благословляли, какие музы вдохновляли талантливых зодчих (автор проекта — Сантино Соляри), строителей, скульпторов, лепщиков, резчиков, живописцев, мастеров позолоты и витражного искусства!..
  Не по-осеннему ярко светило солнце. На Соборной площади тут и там играли музыканты в костюмах минувших веков. На старинных инструментах исполнялись знакомые мелодии Шопена, Гайдна, Брамса. И, конечно же, Моцарта…

вторник, 17 сентября 2013 г.

В поисках долголетия


  Совершенствуя свой образ жизни, человек может выглядеть и чувствовать себя хорошо в любом возрасте и продлить свою жизнь на несколько счастливых лет. Согласно датскому исследованию, лишь около 10% средней продолжительности жизни зависит от генов. иными словами, большая часть того, как долго вы проживете, во многом зависит от вас самих. Статистика свидетельствует, что дольше живут те, кто придерживается здорового образа жизни.
  Методов воздействия на организм человека, позволяющих замедлить, остановить или даже обратить вспять процесс старения, к сожалению, не существует.
  Но, как сказал римский философ Сенека: «Искусство продлить жизнь — это искусство не сокращать ее». Многие путешественники задавались целью отыскать места на нашей планете, где  люди владеют искусством долголетия и доживают до глубокой старости, оставаясь бодрыми духом и здоровыми телом. Некоторым из них это удалось.

  «Синие зоны»
  Американский исследователь и писатель Дэн Брюттнер, объединив усилия с National Geographic и Национальным институтом по вопросам старения, обнаружил несколько удивительных регионов, где довольно значительная часть жителей отмечает столетние юбилеи. В процессе исследований демографы отмечали эти места на карте синими окружностями, отсюда и появилось название «синие зоны». Такие горячие точки долголетия были открыты на итальянском острове Сардиния, на островах префектуры Окинава в Японии, на полуострове Никоя на северо-западе Коста-Рики и на греческом острове Икария.
  В горных деревеньках провинции Нуоро на Сардинии проживает наибольшее число мужчин, достигших столетнего юбилея. Самое удивительное то, что в этом преклонном возрасте они ведут очень энергичную жизнь. 102-летние бодрячки ездят на работу на велосипедах, колют дрова, а в рукопашном бою легко одолеют противника вдвое моложе себя. Но переплюнули по количеству долгожителей соседние поселения Сардинии обитатели коммуны Оводда, где проживает равное количество и мужчин, и женщин, перешагнувших вековой рубеж. Кроме активного образа жизни и здорового питания, ученые выяснили еще одну интересную особенность. Обитатели Оводды долгие годы жили обособленно от остального мира, и поэтому нередко создавались семьи между родственниками. Всем прекрасно известно, что подобные браки несут в себе большой риск генетических заболеваний, а здесь, похоже, результат получился положительный — и возник некий ген, отвечающий за долголетие. Но пока это лишь предположение, и до конца этот необычный феномен еще не изучен.
  В северной части главного из островов японского архипелага Окинава самый высокий показатель продолжительной и здоровой жизни, особенно среди женщин. На каждые 100 тыс. жителей здесь приходится 35 столетних юбиляров, а 80—90-летние стариками еще не считаются! «Они живут долго, а умирают во сне, очень быстро — и нередко от секса», — поведал Дэн Брюттнер. Сердечные заболевания, рак и депрессия на Окинаве встречаются намного реже, чем в других регионах мира.
  На полуострове Никоя, в центре которого расположен самый древний город Коста-Рики, обитает завидное количество долгожителей. Для сухого климата полуострова характерно меньшее число респираторных заболеваний, а высокое содержание кальция в воде способствует укреплению костей. Богатая клетчаткой пища, активное времяпрепровождение и радость ежедневного общения с родственниками и друзьями помогают местным жителям достигать весьма преклонных лет, сохраняя энергию, которой позавидуют и молодые.
  На греческом острове Икария примерно один из трех жителей доживает до 90 лет. Для сравнения, в США этот показатель составляет 1:9. Кроме того, икарианцы в половину меньше страдают от сердечных недугов, на 20% реже здесь диагностируется рак, на одну девятую меньше случаев диабета, и у островитян практически нет дегенеративных заболеваний мозга.

  Сила девяти
  Группа ученых тщательно изучила образ жизни обитателей каждой из «синих зон», чтобы раскрыть секрет здешнего долголетия и понять, как им удается избежать по большей части общепринятой практики, некогда очень метко озвученной писателем-сатириком Михаилом Жванецким: «Что с человеком ни делай, он упорно ползет на кладбище». Основные характеристики, выявленные в процессе исследования, Дэн Брюттнер с коллегами назвал силой девяти (Power 9™).
  Долгожители из «синих зон» не ходят в спортзалы и не бегают марафоны. Окружающая среда и привычки подталкивают их к постоянному движению, о котором они даже не задумываются. На Окинаве стулья не в почете, здесь принято сидеть на полу, поэтому в течение дня помногу раз приходится то садиться, то вставать. Сардинцы живут в вертикальных домах и постоянно ходят вверх-вниз по лестницам. Регулярная работа в садах и огородах, пешие походы на базар, в магазин, в гости к друзьям или в места богослужения — все это обеспечивает необходимую физическую нагрузку и сжигает калории без дополнительных усилий.
  Неотъемлемое условие для долгого и здорового существования — это осознание своей жизненной цели. Окинавцы называют это ikigai, а обитатели полуострова Никоя — plan de vida. У обоих это означает: «Для чего я просыпаюсь каждое утро». Вы в состоянии сформулировать ваши жизненные ценности и стремления? Чем вам нравится заниматься, а чем не нравится? Важно найти пути для реализации своих стремлений и талантов. Звучит несколько идеалистично, но работа должна приносить радость и моральное удовлетворение, а не быть лишь тягостным способом зарабатывания денег.
  Даже обитатели «синих зон» могут испытывать стресс, который приводит к болезням, характерным для пожилого возраста. Что же долгожители мира делают, чтобы избежать опасного напряжения? Окинавцы расслабляются — и несколько минут в день уделяют тому, чтобы вспомнить о своих предках. На Икарии считают необходимым вздремнуть во время послеобеденной сиесты, а  сардинцы, кроме молитвы, ежедневно устраивают для релаксации «счастливый час». Главное, чтобы методика борьбы со стрессом была регулярной и эффективной.
  Верьте или не верьте, но разумное и умеренное питание может прибавить нам целых восемь  лет жизни. Стратегия жителей «синих зон» заключается в том, чтобы стараться не набивать желудок. На Окинаве перед едой повторяют поговорку Конфуция — hara hachi bu, — являющуюся идеальной формулой правильного питания. Она напоминает, что нужно прекратить есть, когда желудок будет полон на 80%. Требуется где-то полчаса, чтобы мозг получил сигнал о сытости, и  эта маленькая хитрость помогает избежать переедания.
  Вегетарианство — не панацея. Ешьте мясо, если вам этого хочется. Но лучше сократить порции, выбирать более постные куски и обязательно добавлять к мясу гарнир из овощей. В  формулу долголетия икарианцев входит потребление большого количества оливкового масла и  зелени, являющихся прекрасными источниками антиоксидантов. А травяные чаи и козье молоко регулируют кровяное давление. Зерно-бобовые — это краеугольный камень всех диет долгожителей. По статистике, жители Окинавы съедают больше всех в мире сыра «тофу» и других соевых продуктов. Кроме того, в их рационе присутствует огромное количество овощей и фруктов. Регулярное употребление в пищу орехов значительно снижает риск сердечных заболеваний. По мнению ученых, съеденная горсть орешков в день добавляет 2—3 года жизни.
  Благополучные долгожители в «синих зонах» на первое место ставят семью. Престарелые родители часто живут в одном доме вместе со своими детьми, что позволяет снизить уровень заболеваемости и детской смертности в домашних условиях, — это действует так называемый эффект бабушки. Стабильные и позитивные взаимоотношения в дружных семьях добавляют пару-тройку лет жизни старикам, к которым здесь относятся с большим почтением. На Сардинии старость является синонимом мудрости. Чем старше человек, тем большим авторитетом у односельчан он пользуется.
  И еще один ключевой фактор долголетия — активное социальное общение и правильный выбор друзей. Жители Окинавы, например, создают moais — группы из пяти товарищей, которые поддерживают друг друга и в горе, и в радости на протяжении всей жизни. Если ваши друзья умеренны в потреблении пищи и алкоголя, приветствуют физические виды отдыха и если с ними приятно провести время за беседой, то это положительно скажется и на вас.

понедельник, 16 сентября 2013 г.

24 часа в Одессе


  Начнем наше путешествие с Привоза
Первые торговцы и покупатели на этом рынке появились в 1827 - с тех пор рынок не раз достраивался, совершенствовался и менял свое лицо. Но как бы там ни было, именно на этом рынке можно почувствовать атмосферу нынешней Одессы - здесь всегда шумно и людно. В воздухе витают свои - рыночные «духи» - сплетение различных запахов : сладких и горьких.... А главное - бурлит неповторимая для жителей города жизнь, которая мало чем отличается от тогдашней. «Разве что покупателей стало больше», - отметил, в шутку, один из торговцев рыбной лавки.
  Итак, перед тем, как «открывать» для себя Одессу-маму, обязательно загляните на Привоз. Как говорил режиссер Параджанов, «рынок, кладбище и церковь - три места, где ты лучше можешь узнать людей», а я добавлю, что через рынок мы понимаем ритм жизни горожан. И еще! Будучи на рынке, непременно торгуйтесь - как на турецком Гранд-базаре. В частности, здесь вы можете недорого и вкусно поесть. Обязательно купите фруктов и свежих морепродуктов: стоят они «копейки», ведь продаются везде. Кстати, местные торговцы на вопрос, свежая ли рыба, отвечают: «Только что из моря! Завтрашняя» и весело улыбаются, наблюдая за вашей реакцией, - купите или нет?

  Далее двигаемся на променад, на Дерибасовскую

  Если театр начинается с гардероба, то Одесса - с Дерибасовской. Поэтому сразу после визита на Привоз отправляйтесь на прогулку в сердце Одессы – на знаменитую пешеходную улицу. И здесь очень важно гулять не спеша, разглядывая все вокруг. Обязательно посидите на лавочке возле Утесова, сфотографируйтесь на память на легендарном двенадцатом стуле. Также не забудьте посетить Пассаж, что на Дерибасовской, 33. В нем хорошие скульптуры, прекрасная лепнина на стенах, а крыша - стеклянная. Не обойдите вниманием и городской сад. Это музей под открытым небом - место встречи талантливых людей. Здесь можно часами любоваться картинами одесских художников. Можно и приобрести какую-то и привезти домой частичку Одессы. И обязательно обратите внимание на единственный в мире фонтан духов (правда, работает он только осенью и летом). Через каждый час вода перестает струиться, а взамен слышны ароматы, подобранные французским парфюмером Кристофом Лакареном. Желающим тут же, на месте, расфасовывают духи - правда, не бесплатно.

  Лестница в небеса
  Нас позвал к себе в гости Оперный театр, входящий в рейтинг самых красивых в Европе. Безусловно, посмотреть спектакль - один из пунктов must-do в Одессе. Однако предварительно изучите репертуар, купите билеты - и приятный вечер в городе вам гарантирован (чтобы подобрать то, что нравится). Представления начинаются в 19:00. Цена билета - до 200 грн. Много, конечно, за билет, но сколько положительных эмоций обещает игра актеров и пышный зал театра. Вам непременно понравится. Полюбовавшись неповторимой архитектурой театра, направляйтесь к Потемкинской лестнице – крупнейшей в Украине. Недаром ее называют лестницей, ведущей к небесам. Там вас встретит герцог де Ришелье, которого считают основателем Одессы. Обязательно сфотографируйтесь возле памятника, а если вы в Одессе впервые, то еще и не забудьте загадать желание.

  Вид с моря
  Не увидеть Жемчужину у моря с моря, согласитесь, не дело. Поэтому спуститесь по Потемкинской лестнице в морской порт, где (на набережной) можно сесть в экскурсионный кораблик и совершить прогулку морем. Она длится 40 мин, а цена билета - 50-60 грн. Поэтому, сев на удобное место на корабле, хорошо рассмотрите Одессу с моря.

  Обед в «Кларабара»
  После морской прогулки хочется поесть, попробовать вкусное одесское блюдо, ведь морской воздух нагоняет легкий голод.
  Одесса - рай для любителей уютных кафе и ресторанов с оригинальной атмосферой. Если приехать сюда на день Святого Валентина, то можно пообедать в одном из самых романтичных ресторанов Украины - «Жето». Этот ресторанчик в старой Одессе славился не только гастрономическими изысками: здесь собирались известные деятели культуры, уважаемые горожане. Такими были ресторации Дезирова, заведение Кочубея и Водный павильон городского сада. Последним заведовала Клара Виндт - подруга первого русского авиатора Уточкина. Сейчас Водного павильона вы не увидите, но на улице Преображенской, 28 красуется не менее легендарная «Кларабара».

  Десерты от «Сальери»
  Чтобы попробовать вкусный десерт с ароматным кофе, советуем задержаться в сквере Пале Рояль, недалеко от Оперного театра. Это один из самых уютных уголков старой Одессы. Посетите внутренний дворик с ресторанчиками, где красивые деревья создают своеобразный купол.
  В арт-кафе «Сальери», что на улице Ланжеровской, 14 - и чудесная атмосфера, и вкусное меню. Пирожное и кофе стоят здесь 40-50 грн. А искатели достопримечательностей непременно обратят внимание на сооружение, на углу улиц Ланжероновской и Екатерининской - дом полковника Григорьева. В 1872 г. Яков Фанкони открыл здесь знаменитое кафе. Это была лучшая кондитерская в городе. Кафе посещали Шаляпин, Бунин, Николай Гумилев, Маяковский, Бабель, Уточкин, Евгений Петров и другие. А в советское время кафе Fanconi превратилось в столовую № 86. Именно в ней Остап Бендер обдумывал «дело Корейко».

  Книжный магазин на Пушкинской
  Одесса - не только столица юмора. Ценители искусства чувствуют себя здесь, как рыба в воде. Поэтому следуйте на улицу Пушкинскую, 32 - это 15 мин пешком от морского вокзала. А с Пушкинской заверните на угол Ришельевской и Троицкой в «украинский книжный магазин» - уютную букинистическую лавочку. Здесь - книжный рай, издания подобраны на любой вкус и предпочтения.

  Катакомбы
  Это запутанные и самые большие в мире подземные лабиринты. Катакомбы протянулись под городом и его пригородами на 2,5 тыс.км, в некоторых местах их глубина достигает 100 м. Достаточно большая часть лабиринта - это бывшие каменоломни. Когда-то здесь добывали камень для строительства. Сейчас одесские катакомбы - целый подземный город, своеобразное древнее метро с большим количеством входов и выходов. Доподлинная история одесских катакомб не известна. Поэтому у вас есть прекрасная возможность открыть тайны подземной Одессы, если не все, то некоторые из них непременно раскроются вам. Есть возможность заказать экскурсию по лабиринтам. На группу из двух человек - 350 грн, с пяти - 700 грн, из десяти человек - 1050 грн. Впечатлений останется много.

  Напоследок - отдых в Аркадии
  Известный пляж Одессы ночью превращается в популярное место молодежных тусовок. Куда ни ступи, на каждом шагу бары, кафе, дискотеки. Выберите один из клубов - и гуляйте до утра, или же (если вы ценитель клубного экстрима) попробуйте побывать в каждом из них.
Самые популярные клубы в Аркадии - «Итака» и «Ибица», где часто выступают звезды российского и украинского шоу-бизнеса. Стоимость входа - от 50 грн.

суббота, 14 сентября 2013 г.

Разгадываем автоаббревиатуру


  Тем, кто не очень хорошо разбирается в автомобилях, не так просто выбрать авто, им нужна помощь знающего человека. Если же помочь некому, то можно только надеяться на честность консультанта в автосалоне. Однако некоторые детали могут от вас ускользнуть, например, огромное количество загадочной аббревиатуры. Предлагаем расшифровку большинства опций, которые сделают вождение удобнее и безопаснее.

  Торможение
  ABS, или АБС - антиблокировочная система. Она препятствует блокировке колес автомобиля в ситуации торможения, т.е. обеспечивает лучшую управляемость при резком торможении. Система АБС предотвращает неконтролируемое скольжение, блокировку колес и руля автомобиля. Таким образом, АБС позволит вам контролировать движение автомобиля даже в непредвиденной ситуации.
  EBD - электронная система распределения тормозного усилия. Данная система балансирует работу антиблокировочной системы автомобиля. Каким образом? В считанные доли секунды система анализирует погодные условия и массу авто с учетом веса всех пассажиров, а кроме того она в нужной степени распределит усилия, передаваемые на правые и левые колеса автомобиля. Система EBD незаменима в сложных поворотах и в любых ситуациях, когда слабо контролируемое авто при торможении может вынести на встречную полосу.
  DSC - система динамической стабилизации - действует в совокупности с вышеперечисленными системами и улучшает управляемость автомобиля. В задачи этой системы входит предотвращение сильным кренам и заносам на крутых виражах, что случается даже на городских дорогах. При наличии DSC вам не нужно выкручивать руль, чтобы удержать автомобиль на своей полосе. При этом система действенна на дороге с различным покрытием. Так если вы съезжаете с дороги и одно колесо еще едет по асфальту, а другое уже ушло на гравийное покрытие, система сбалансирует движение авто.
  EBA (Emergency Brake Assist) - электронная система экстренного торможения. Она помогает остановить автомобиль при внезапном возникновении препятствия. Даже при отличной реакции резко остановить автомобиль довольно трудно. Но EBA включатся автоматически в ситуации экстренного торможения. Благодаря ей тормозной путь автомобиля значительно сокращается, что на дороге часто оказывается решающим фактором безопасности.
  PCS (Pre - Crash Safety System) - система предаварийной безопасности. Эта опция предусмотрена для распознавания потенциальной помехи. Электроника сканирует дорожное пространство и определяет возможную опасность, сообщая об этом водителю с помощью красного сигнала и зуммера. Если программа устанавливает неизбежность столкновения, то она самостоятельно включает систему предаварийного торможения. При этом ремни безопасности натягиваются так, чтобы удержать водителя в кресле максимально аккуратно и осторожно.
  Rear Pre - Crash Safety System - система предаварийной безопасности, расположена на заднем бампере. Опция защищает авто от опасности сзади. Она определяет возможные риски и возможности столкновения. В случае, когда столкновения избежать уже невозможно, активируются предаварийная функция передних подголовников, которая предотвращает  травмы водителя и пассажиров. На сегодня это одна из самых совершенных систем пассивной безопасности.

  Не буксовать, а спускаться смело и не скользить
  MATC - активная противобуксовочная система. Она предназначена для предотвращения пробуксовки авто на мокрой или покрытой льдом дороге. Эта система уменьшает риск заносов. Если система устанавливает, что авто находится на неустойчивом покрытии, то она автоматически активизирует тормозную систему и начинает притормаживать колеса, которые пробуксовывают, вследствие чего они перестают прокручиваться на месте.
  Hill Descent Control - система, замедляет скорость движения авто на спусках. Она помогает водителю преодолевать сложные и скользкие спуски. Уникальность системы в том, что при ее включении водителю не нужно нажимать педали газа и тормоза: все происходит автоматически. Поэтому максимальная скорость при спуске составляет 9 км/ч, а минимальная - 7 км/час. Скорость зависит от наличия препятствий при движении. Чаще такой системой оснащены внедорожники, которые покоряют подъемы и крутые спуски.
  EDS (Elektronische Differenzialsperre) - электронная блокировка дифференциала - позволяет без труда трогаться с места и разгоняться даже на скользком покрытии. При проскальзывании одного из колес она включается автоматически, в результате чего это колесо перестает отводить автомобиль в занос.
  ESP, DSC, ESC, VSC - система курсовой устойчивости (или система динамической стабилизации). Она заранее определяет и предотвращает критическую ситуацию, сохраняя устойчивость и управляемость автомобиля. Любая вероятность автомобиля уйти в занос будет сразу обнаружена системой ESP, и ваша машина поедет только туда, куда направите ее вы.
  ECT SNOW - режим для езды по снегу. Эта система дает возможность справиться с управлением автомобиля при движении на заснеженной поверхности, почве, песке и даже мокрой траве. Характерная особенность ECT SNOW в том, что автомобиль трогается только со второй передачи, исключая риск заноса.

среда, 11 сентября 2013 г.

Африканская тыква, или особенности выбора вкусной дыни


  Идешь домой с работы, а вдоль дороги на каждом углу - лотки с арбузами и дынями ... И это не вымысел, а чистая правда, потому что в августе-сентябре этот товар, без преувеличения, на каждом шагу. Сейчас его можно купить без риска встретить «нитратную» продукцию, так как  пришел сезон созревания бахчевых без «химической» помощи.  Итак, поговорим о дыне, которая является продуктом так сказать, высшей ценовой категории среди бахчевых и стоит в два, а то и в три раза дороже арбуза. Мы расскажем, как отличить сладкую и вкусную дыню от недозрелой, испорченной, почему нельзя покупать товар у дороги, половинки плода, кому запрещено есть дыню и вообще, какая польза от этого продукта. 

  Блюдо богов и королей 
  Дыня - уроженка тропической и субтропической Африки. Именно здесь, более чем 3 тыс.л. до н.э., люди по достоинству оценили дикорастущее растение за его вкус и начали культивировать. Известно, что в Египте плоды дыни приносили в дар богам, а в Вавилоне ей приписывали божественное свойство хранить свет. Чуть позже земледельцы Северной Индии и Средней Азии стали выращивать культурные сорта дыни. Постепенно эта бахчевая культура покорила всю Среднюю и Малую Азию, а также Дальний Восток. В Европу, а позже и на территорию Украины, дыню завезли только в средние века. Правда этот ароматный и яркий плод пробовали только короли и вельможи. Во Франции дыню выращивали на Версальских полях, а в Российской империи (середина XVII века). - в теплицах под Москвой. К счастью, в наши дни это растение может обогатить витаминами и микроэлементами каждого рядового украинца. Тем более, что отечественные агрономы выращивают дыню не хуже африканских плантаторов, и теперь вкусный деликатес по карману не только королям.

  Богаче чем молоко и морковь 
  Дыня - удивительный плод, который удачно сочетает в себе прекрасные вкусовые качества и целый комплекс полезных для организма веществ. Мякоть дыни содержит легкоусвояемый сахар, витамины, клетчатку, белки, крахмал, пектины, органические кислоты, минеральные соли. Благодаря большому содержанию калия и железа дыня имеет и лечебные свойства. Ее рекомендуют употреблять при малокровии, сердечно-сосудистых, почечных, печеночных заболеваниях и ревматизме.
  Мякоть плода также богата кремнием. Этого минерала в ней больше, чем в молоке в 17 раз и в 3 раза больше, чем в рыбе! А кремний необходим для работы головного мозга, пищеварительного тракта и нервной системы. Он укрепляет стенки кишечника, положительно влияет на состояние кожи и волос.
  Дыня - ценный источник фолиевой кислоты или витамина B9. Дело в том, что это вещество разрушается при тепловой обработке, а дыню обычно употребляют в натуральном виде, поэтому витамин B9 сохраняется в ней полностью. Как известно, фолиевая кислота необходима женщинам во время беременности и в период климакса, ее следует принимать для улучшения памяти и концентрации внимания, а также для профилактики нервных расстройств и депрессий. Мякоть дыни содержит вещества, способствующие выработке серотонина - гормона счастья.
  А еще в дыне много витамина С, который отвечает за иммунитет и нормальное функционирование соединительной и костной тканей. Бета-каротина в этом душистом фрукте даже больше, чем в моркови, а он нужен для здорового цвета кожи и ее молодости. Большое количество клетчатки делает этот продукт диетическим. Волокна дыни способны очищать кишечник, выводить из него токсины и застоявшиеся вредные вещества. А еще она обладает мочегонным действием, поэтому летом рекомендуется устраивать очищающие разгрузочные дни с помощью этой вкусной тыквы.

  Сорт имеет значение 
  Те граждане, которые родились в Советском Союзе хорошо помнят дыни из Узбекистана - огромные, золотистые красавицы, называли «торпедами». Они отличаются особенно насыщенным вкусом, очень сладкие и сочные. Однако сегодня приобрести такой продукт на рынке практически невозможно. Разве кому повезет встретить такую красавицу, но не раньше сентября и по солидной цене. Украинские же аграрии выращивают в основном два-три сорта. Популярный сорт - «Амал», а также более дешевая его сестра, выведенная селекционным способом в СССР - «Колхозница».
  Как рассказала продавец Нина Заречная, «Амал» на Востоке считается кормовым сортом. Впрочем, он хорошо адаптировался в украинских погодных условиях и дает хорошие урожаи. К тому же, эта дыня очень сочная, мягкая и сладкая. Согласно научной классификации «Амал» - ранний сорт дыни, имеет овальные плоды желтого цвета, покрытые густой сеткой. Есть внешне похожие сорта - «Алушта» и «Ананас», но ни продавцы, ни покупатели обычно не различают их, называя все пестрые продолговатые дыни «Амал». «Колхозница», в отличие от своего собрата, значительно мягче, имеет насыщенный аромат и более хрупкая, поэтому быстрее портится. Большая редкость встретить на наших рынках европейские сорта дынь, но одна из них - «Канталупа» - иногда попадает на отечественные прилавки. Этот сорт имеет сетчатую зеленую кожуру и оранжевую мякоть. Он содержит большее количество бета-каротина, чем все другие сорта. Следует выбирать «канталупы» со слегка золотистым цветом и немного сладким запахом.

  Несколько «НЕ» от технолога пищевой промышленности Андрея Бабаева:
  • НЕ стоит сочетать дыню со спиртными напитками, водой или кислым молоком, потому что вы рискуете серьезно «расстроить» желудок. 
  • НЕ рекомендуется есть дыню натощак, так как она является отдельным блюдом в промежутках между основными приемами пищи. 
  • НЕ покупайте дыню вдоль автомагистралей или других дорог с насыщенным движением транспорта, потому что плод быстро впитывает в себя химические вещества и тяжелые металлы. Поэтому вам придется лакомиться выхлопными газами и вредными веществами. 
  • НЕЛЬЗЯ покупать дыню в разрезанном виде, так как болезнетворная микрофлора быстро поселяется в надрезах и может привести к серьезному отравлению. 
  • НЕ разрешается употреблять дыню больным сахарным диабетом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, дизентерии и других кишечных расстройств. 

  Сухой хвостик, мягкий носик и лабораторный контроль
  Прежде чем приобрести продукт, тщательно осмотрите его. Дыня должна быть чистой, без черных пятнышек и трещин. Покупать поврежденные плоды опасно: болезнетворные бактерии - возбудители сальмонеллеза и ботулизма - очень быстро размножаются на их поверхности.
  Относительно зрелости, то продавцы советуют доверять своему носу. «Созревшая дыня пахнет ванилью, ананасом и даже грушами. Если она ничем не пахнет или пахнет лишь зеленью, лучше отложить такую дыню. Кстати, чем выше температура воздуха, тем выразительнее должен быть запах хорошей дыни. Поэтому в жаркий день потребитель имеет больше шансов выбрать хорошую спелую дыню на рынке, чем в магазине», - говорит владелица лотка бахчевых Нина Заречная.
  Она показала как выбирать плод на ощупь. «Носик» дыни должен быть немного мягким. Если очень мягкий - уже перезрела, если твердый - зеленая. «Хвостик» и место крепления плодоножки должно быть сухим и ровным. Девочка или мальчик? Говорят, что у сладкой дыни стебель толстый, а след от цветка - большой. Имейте в виду: степень их зрелости здесь ни при чем. Дыня, как и арбуз, двуполое растение, поэтому сладкий плод с толстым стеблем - девочка. Кстати, плоды женского пола более сочные и сладкие.
  После всех выше описанных манипуляций, следует провести еще одну: продавите кожуру дыни ногтем, если вам удалось без особых трудностей ее поцарапать и увидеть зеленую мякоть - это именно то, что нужно! Впрочем, не забывайте, что по правилам торговли дыни должны лежать на специальном поддоне (не на земле!), под тентом или навесом, а продавец должен иметь разрешение санитарно-эпидемиологической станции на торговлю и результаты лабораторного контроля.  Если и с этим все в порядке, - то смело «взвешивайте» и приятного аппетита!...