вторник, 19 ноября 2013 г.

Разработки - иностранные, а воплощение - отечественное


  Подделок и нелицензионных копий в истории автомобильных компаний было куда больше, чем может показаться. Замечены были в этом плане не только китайские, но отечественные предприятия.

  Начиная с середины 60-х годов прошлого века, советские авто создавали с прицелом на экспорт, поэтому все разработки проходили патентную экспертизу на предмет нарушения чужих авторских прав. Но до этого отечественные конструкторы без особого стеснения повторяли дизайн успешных зарубежных моделей, а также заимствовали отдельные узлы и агрегаты. Порой копии создавались бездумно, и инженеры не до конца понимали смысл тех или иных решений. Это очень похоже на то, что мы видим сегодня в работах китайского автопрома.

  К таким примерам можно отнести появление в годы Великой Отечественной войны «советских Виллис» - ГАЗ-64 и ГАЗ-67. За образец был взят американский внедорожник Bantam BRC40, на основе которого создавался и легендарный Willys MB. Нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Александрович Малышев распорядился копировать заокеанский образец настолько скрупулезно, что мосты, сначала взятые от  ГАЗ-61, пришлось специально укорачивать, чтобы колея советского джипа совпала с колеей Бантама. Это, кстати, не давало выигрыша в проходимости, а лишь осложнило разработку. Впоследствии, создавая ГАЗ- 67, колею расширили.
  ГАЗ- 67, который появился в 1943 г., во время войны сыграл не очень большую роль: до 1945 г. произвели всего 5 тыс. авто. Гораздо большее распространение в советской армии в военные годы получили иностранные аналоги - Willys MB.


  ЗИС-110 - Packard 
  Легенда гласит, что лимузин ЗИС-110, запущенный в производство в 1945 г., был так похож на американский Packard, потому что cам Сталин был поклонником этой марки. Историки автопрома впоследствии утверждали, что внешние кузовные панели не были точной копией, скорее дизайн создавался «по мотивам». Но сходства здесь, пожалуй, даже больше, чем в Lifan Smily и Mini.
  Этот огромный автомобиль по размерам сравним с крупнейшими представительными моделями нынешнего времени, например с Maybach.
  Силовая структура кузова и техническая начинка были нелицензионной копией тех или иных американских разработок.
  Автомобиль оснащался шестилитровой «восьмеркой», выдававшей 140 л.с., и требовал заправлять его бензином А-70, который для СССР был экзотикой.

  «Москвич-400» - Opel Kadett
  Про «Москвич-400-420», который появился в 1946 г., известно, что он был фактически копией Opel Kadett образца 30-х годов. Известный советский историк автомобилестроения Лев Шугуров утверждал, что за неимением официальных чертежей советские конструкторы снимали размеры с деталей «живого» опеля.
  Компактный немецкий автомобиль, который получил вторую жизнь в Советском Союзе, - одна из первых отечественных моделей, предназначенных быть, в первую очередь, личным, а не служебным транспортом. «Москвич-400-420 » был почти вдвое дешевле, чем «Победа».













  «Победа» - Standard Vanguard  
Единственный пример, когда советские конструкторы сами стали жертвой плагиаторов, это - «Победа». Как известно, она стала родоначальницей новой тенденции в автодизайне, которой последовали несколько европейских и американских производителей. Советская пресса обличала английский Standard Vanguard за сходство внешнего вида. Однако про «Победу» тоже не скажешь, что это была полностью оригинальная разработка. Возвеличивая эту модель, журналисты деликатно замалчивали то, что ее передняя подвеска была почти точной копией узлов Opel Kapitan.

  Дебютировав в 1946 г., «Победа» выглядела очень эффектно для своего времени и отличалась отличной аэродинамикой (Сх = 0,31 ). С технической точки зрения конструкция была самой передовой: например «Победа» стала первой советской моделью с несущим кузовом.




  «Запорожец» ЗАЗ-965 - Fiat 600
  Сложно не заметить, что «горбатый» «Запорожец» ЗАЗ-965 со своими характерными круглыми формами и компоновкой повторял Fiat 600, а «ушастый» ЗАЗ-966 неумолимо напоминает немецкую малолитражку NSU Prinz IV.
  ЗАЗ- 965 вышел на рынок в 1960 году. Этот автомобиль, призванный стать максимально доступным и массовым, навсегда вошел в историю и анекдоты под именем «горбатый».















  «Ушастый» «Запорожец» ЗАЗ-966
  Автомобиль ЗАЗ-966, который появился в продаже в 1966 г., относился к более высокому классу, чем «горбатый». Растянутый в длину трех-объемный кузов выглядел куда современнее, в салоне стало больше комфорта и пространства. Прозвище «ушастый», возник из-за характерной формы воздухозаборников и прилипло к модели надолго. Версия без «ушей» увидела свет только в конце 70-х годов прошлого века.
  Однако надо отдать должное советским инженерам: они понимали, что осмысленное копирование рано или поздно должно превратиться в творческий процесс, и это даст импульс развитию своей инженерной школы. В общественно-политической жизни страны 70-е годы считаются эпохой застоя, а для советского автопрома, наоборот, это был «золотой век». История ВАЗовской «копейки» и всего семейства тольятьевских автомобилей - пример того, как чужие идеи получили развитие на новой почве, и для страны это был настоящий индустриальный прорыв.

  «Москвич-2141» - Simca 1307/1308
  Правда, случаи нелицензионного копирования случались и позже. При разработке «Москвича-2141» как прообраз был избран французский автомобиль Simca 1307/1308, созданный европейским подразделением «Крайслера , который в Европе заслужил титул «Автомобиль-1976». Один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев вспоминал, что отечественные инженеры были оскорблены и унижены тем, что высокие чины из Минавтопрома приказали взять не просто идею, а
примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Но приказ пришлось выполнять. Было закуплено несколько образцов французской модели, у одного из которых отрезали переднюю часть, чтобы на его основе построить макет-агрегатоноситель, а другой разобрали, чтобы легче было скопировать узлы и агрегаты. Кузов отдали отечественным дизайнерам, чтобы прямо поверх него «лепить» стиль будущего «Москвича». По технической части автомобиль копировал некоторые характерные решения Audi 100 (например, не распространенную компоновку - продольное расположение двигателя в сочетании с передним приводом).

  «Таврия» - Ford Fiesta
  Ориентация на развитие своих разработок, однако, не помешало создателям «Таврии» скопировать основные сечения кузова Ford Fiesta. Также Lada Kalina вполне открыто разрабатывалась «по мотивам» Opel Corsa образца 90-х годов прошлого века.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий