пятница, 1 ноября 2013 г.

Подольский Версаль

  Украинское Подолье, а именно Хмельницк, относится к наиболее живописным регионам нашей страны. Кроме Каменец-Подольского и его историко-ахитектурного комплекса под открытым небом, здесь хватает не менее известных достопримечательностей, к сожалению, мало известных широкой общественности.
  Прежде всего - это дворцово-парковый ансамбль «Самчики» с музеем-усадьбой в одноименном селе восточнее райцентра Староконстантинов.
  Именно здесь, вблизи неспешной реки Иква, между покрытыми кувшинками озер и прудов чудом сохранилась почти в первозданном виде жемчужина архитектурного стиля ампир, наверное, единственная такая в Украине. Этим чудом подоляне обязаны полковнику Петру Чечелю (1754-1843 гг ), Гайсинский староста, который в конце XVIII в. приобрел в Староконстантиновском уезде несколько сел ( в т. ч. и Самчики ), где и обустроил свою резиденцию. Чечель решил не только построить здесь дворец, но и вписать его в ландшафт по всем правилам парковой архитектуры. Для развития имения он пригласил в захолустье Подольского края лучших тогдашних скульпторов, зодчих, художников, паркетников, плотников. А потом стараниями преемников Чечеля Самчиковский парковый ансамбль превратился в украинский Версаль, поскольку он был распланирован по всем правилам регулярного паркового строительства.
  По замыслу архитекторов, кроме дворца с белокаменными колоннами порталов, появились изысканные здания китайского павильона, ухоженных домиков. Немалая территория (сейчас почти 18 га) была огорожена каменной стеной. При въезде гостей имения встречала скульптура - улыбающийся лев. Другая скульптура - печальный лев - провожала их, когда они покидали усадьбу. В музейных залах дворца, кажется, еще царит утонченная атмосфера прошлого, когда под сводами Круглого и Большого залов, под колоннами Греческого устраивали богатые приемы. Залы здесь размещены таким образом, что гости, сами того не замечая, плавно переходили из одного в другой, пока не оказывались на воздухе, у озера. Чечель приказал построить деревянный мост с перилами до его середины, чтобы, прогуливаясь, гости могли срывать речные лилии.
  Привлекают также внимание лепные декоры интерьеров Римского и спального парадных залов, «Китайский дом» с флюгером, на котором - цифры «1814»; резьба фронтона парадного портала с изображением двух мифологических богинь - Афродиты ( Венеры) и Деметры (Цереры). А в богатом скульптурном наряде дворца главное место занимает исключительный по художественной ценности «Японский» кабинет, фресковая живопись которого отражает ориенталистичное (восточное) течение в искусстве Европы того времени. Это единственный, полностью сохранившийся интерьер такого рода в архитектурном наследии Украины.
  Местные жители и поныне в преданиях потомков вспоминают, как Будда «отомстил»... Ленину. Дело в том, что, обустраивая здесь после революции сельскую коммуну, большевики утопили в местном озере статую Будды. Затем перед парадным входом местные партийцы установили гипсовый бюст Ленина, и через несколько месяцев на него упала старая ель и разбила его вдребезги. Тогдашняя власть не поленилась заказать второй памятник вождю, но на него упала еще одна ель - уже с другой стороны. Поэтому издали приказ : срубить весь ряд «буржуазно-националистических» деревьев, образовывавших аллею, которая вела к помещениям поместья. Но и по сей день парк насчитывает более 167 пород и видов деревьев и кустарников, среди которых - реликты, экзоты и породы, занесенные в Красную книгу Украины. В парке сохранилось и скромное, но очень редкое в Украине сооружение - открытая теплица «Сад в стенах» для выращивания теплолюбивых и экзотических растений и кустарников. Здесь надо отдать должное преемникам принципиальных «комиссаров». Растения сохранились потому, что в 1956 г. на территории парка разместилась областная научно-исследовательская сельскохозяйственная станция с отделами в зданиях усадьбы. Часть заповедника превратили в опытное поле, где и сейчас выращивают агрокультуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий