суббота, 10 мая 2014 г.

Не растим вундеркинда, или раннее развитие с минусом


  Проходя мимо детской площадки, услышала, как одна мама рассказывает другой, в каком прекрасном центре раннего развития занимается ее ребенок. Собеседница, конечно, не сдержала удивления: «Как, твоей дочери всего полгода?». На что первая возразила: «Что же здесь такого: там и трехмесячные есть!». А дальше зазвучали дифирамбы раннему развитию ребенка в принципе. Как это, мол, замечательно и необходимо, ведь твое чадо будет иметь энциклопедические знания, пойдет в школу умея читать, считать, писать, да еще и прочитав множество книг…

  Польза, да не вся
  Послушав этот диалог, сразу возникает желание записать своего ребенка в подобный центр, накупить разнообразных пособий и игрушек для более интенсивного развития малыша. Ведь любой маме хочется, чтобы ее ребенок рос и умнел быстрее, чем другие детки. Скорее всего, именно поэтому в последнее время авторские методики раннего развития детей стали такими популярными. А сколько подготовительных курсов открыто для малышей, которые за занятиями не успевают как следует насладиться детством!
  Казалось бы, в использовании авторских методик раннего развития детей нет ничего плохого —  одна польза для подрастающего поколения. Однако детские психотерапевты в последние годы стали придерживаться иного, кардинально противоположного мнения. Еще бы — ведь к ним на прием все чаще стали приходить крошечные детки, у которых обнаруживаются совсем недетские нарушения психики. Врачи в один голос обвиняют в случившемся именно методики, разработанные для  раннего развития малышей. Молодые родители спят и видят, как их чадо, еще лежа в люльке, будет поражать всех своим умением считать до 10 и читать по слогам. Но стоят ли эти навыки, которые вполне можно развивать и немного позже, таких проблем с психикой?

  От конкретного к абстрактному
  Многие психологи говорят об опасности дисгармонического развития ребенка — опережающего развития  интеллектуальной сферы в ущерб другим. Особенно часто при этом страдает психоэмоциональное развитие малыша. Получается, что преждевременное развитие интеллекта — вообще явление нездоровое. Ведь периоды развития ребенка четко определены. Раннее детство — время конкретного мышления. Абстрактная деятельность, например изучение букв и цифр, неестественна для детей младшего возраста. Зачатки логического мышления формируются лишь к концу дошкольного периода, а окончательно — в подростковом возрасте. Есть также периоды сензитивности —  наилучшее естественное время для развития определенных способностей и формирования навыков.
  Кроме того, раннее обучение приводит к недоразвитию эмоций, неумению чувствовать,
сопереживать, нормально общаться. Такие дети не умеют играть, особенно в ролевые игры, что приводит к деформации личности. Ведь ролевая игра — это и познание мира, и школа общения, и возможность примерить на себя разные социальные роли. Возникает и другая проблема — раннее взросление. Часто уходит детская непосредственность, радость жизни, вера в чудо...
  Нередки случаи, когда у «раннеразвитых» детей возникают проблемы с адаптацией в обществе. В  одних случаях они отстранены от мира, не стремятся к общению, смотрят на сверстников свысока. В других — потребность в общении есть, но эти дети просто не умеют общаться. Сверстники же, в свою очередь, часто отвергают тех, кто хоть чем-то отличается от них, тем более тех, кто их умнее.

  «Нездоровая» нагрузка
  Еще один негативный аспект, к которому приводит использование новаторских методик, — ухудшение физического состояния ребенка.
  Невролог Елизавета Меланченко в статье «Я — против раннего развития» рассказывает о своих маленьких пациентах, которые обращаются к ней с нервными тиками, головными болями, недержанием. И все это вызвано чрезмерной интеллектуальной нагрузкой, после уменьшениякоторой происходит улучшение состояния детей.
  Но почему ранняя интеллектуальная деятельность может навредить? «Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение, и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность и начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
  Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень часто возникает у тех малышей, которых раньше времени сажают за парты».
  Если ребенок склонен к психическим нарушениям, то при чрезмерных нагрузках они могут проявиться раньше и острее.
  В школе маленькие «вундеркинды» не хотят учиться, так как уже устали от учебы. Вместо этого они усиленно ищут развлечения, играют «под партами». Еще одна проблема — такие дети часто не готовы к однообразной деятельности, к приложению постоянных целенаправленных усилий для достижения цели. Ведь в младших классах они и так «все знали». Занимаясь по методикам раннего развития, дети привыкли усваивать знания в игре, без особого напряжения, а ведь в школе без умения трудиться, преодолевая себя, не обойтись.

  Гений или посредственность?
  И самый главный вопрос: дает ли раннее интеллектуальное развитие преимущество во взрослой жизни? Многие авторы отмечают, что в школе и вузе «раннеразвитые» дети никакими особыми способностями не отличаются. Иногда они даже не способны к обобщениям, логическому переносу, мыслят шаблонно.
  В свою очередь, известный американский психолог Эда Ле Шан тоже выступает против раннего развития: «Отсутствие внешней стимуляции развития не исключает того факта, что в то далекое время было столько же умных и столько же не очень умных детей, как и сейчас. Мне кажется, что теория раннего обучения младенцев стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе детской бессонницы».
  Сам лозунг, что учить годовалого ребенка легче, ставится под сомнение. Если начать учить буквы с ребенком в шесть месяцев, он выучит их за полтора года, а если в шесть лет — за две недели. И это совсем еще не поздно! Ведь Рихард Вагнер начал  учиться музыке в 15 лет, а Поль Гоген рисовать в 26...
  Говоря о последствиях раннего развития, можно привести интересный пример. В психологии есть два известных имени из ХIХ в. — шотландский экономист Джеймс Милль и его сын Джеймс Стюарт Милль. Отец развил в своем ребенке феноменальные  способности. Вот только сын, в 20 лет страдающий тяжелейшей депрессией, сказал: «В детстве у меня не было детства».

  Недетские игры
  Психологи утверждают, что в какой-то степени желание родителей поскорее научить ребенка «взрослым» умениям диктуется тем, что они просто не хотят играть в детство, раскладывая маленькую посудку или устраивая своему крохе кукольный театр. Родителям просто удобнее, чтобы ребенок на досуге читал книгу. В итоге их дети начинают страдать от этого «раннего развития».
  Кроме того, специалисты говорят, что нет ничего плохого в том, чтобы начать обучение
чтению не в три года, а в пять — это не столь разрушительно скажется на слабой детской психике. Да и не совсем понятно, чем так не угодили современным родителям уже проверенные «Ладушки», «Сороки-вороны», сказки про рукавичку и колобка? Неужели желание идти в ногу со временем стоит стольких проблем?

  Как играть с малышом
  Во-первых, необходимо помнить, что играть можно только на равных. Стоит лишь на секунду сбиться на «взрослый» тон, одернуть ребенка («Не ори!», «Не ковыряй в носу!») или начать ему объяснять, как играть «по правилам», как бывает «на самом деле», — и малыш мгновенно теряет к игре всякий интерес.
  Во-вторых, придется на время игры забыть все свои взрослые дела. Ведь разве можно по-настоящему играть, если один из партнеров постоянно отрывается, чтобы помешать суп или ответить на телефонный звонок?
  В-третьих, нельзя поддаваться соблазну добиваться от развивающих игр хоть сколько-нибудь ощутимого результата. Результат, особенно если ребенок еще совсем маленький, может появиться еще очень и очень не скоро и заниматься, а точнее играть с малышом, нужно лишь ради самого процесса, ведь детская игра самодостаточна, самоценна и не имеет какой-то отдаленной цели.
  В-четвертых, следите за реакцией ребенка: если развивающие игры доставляют ему
удовольствие (и вам тоже), значит, вы все делаете правильно; если же малыш под любым предлогом стремится уклониться от «урока», лучше оставьте его в покое хотя бы на некоторое время.
  В-пятых, развивающие игры в идеале не должны занимать больше 15—20 мин в течение дня, причем лучше всего дробить их на несколько этапов по 3—5 мин каждый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий