вторник, 25 февраля 2014 г.

Автомобиль без движения

  Что происходит с машиной во время длительного "отдыха", как подготовить ее к нему и что необходимо сделать владельцу перед первым запуском?
  Сразу оговоримся, что длительный простой - это когда автомобиль простоял без движения год и более. Хранение до трех-четырех месяцев в зимний период можно не рассматривать, так как оно практически не влияет на общее состояние машины. Ну разве что аккумулятор может подсесть. Тут решение одно: подзарядить - и в путь.
  А вот о том, что происходит с машиной во время длительного «отдыха» и к чему готовиться владельцу перед первым запуском, расскажем подробнее.

  1.МАСЛО
  Современное автомобильное масло имеет длительный срок хранения и пригодно для эксплуатации на весь срок, указанный производителем. Но как только вы его залили в двигатель, коробку передач, трансмиссию и т.д. и оно начало работать, эти сроки нужно пересмотреть. Собственно, современные масла состоят из основы и различных присадок, которые чистят, моют, стабилизируют и т. д. Вот эти присадки и вступают в реакцию как между собой, так и с элементами трансмиссии или двигателя при высоких температурах. Они в дальнейшем могут окисляться и приводить к так называемому эффекту расслаивания продукта. При ежедневной эксплуатации этого не происходит из-за постоянного взбалтывания и перемешивания масла. А вот при длительном простое различные фракции могут оседать на дно поддона.
  Если запустить двигатель на таком масле, то его легко можно вывести из строя. Поэтому после длительного простоя автомобиля прежде проверяем масло и, если это нужно, заливаем свежее. Опытные водители советуют при длительном хранении автомобиля периодически - хотя бы один раз в два месяца - заводить автомобиль, прогревать и проезжать небольшое расстояние - один-два километра.
  Если масло пришло в негодность, то кроме него следует заменить и все фильтры.

  2.БЕНЗИН
  Как ни странно, но все, что касается масла, касается и бензина (солярки). Кроме этого в баке может накопиться влага. Недаром советуют перед длительным хранением автомобиля заливать только качественный бензин (солярку) на объем не менее 3/4 бака. Это необходимо для того, чтобы при температурных перепадах на стенках не выпадал конденсат. Стоит заметить, что бензин сохраняет свои свойства до 1,5-2 лет (солярка - 1-1,5 года). Если же машина хранилась дольше, то рекомендуем заменить бензин (дизельное топливо) на свежий.

  3.АККУМУЛЯТОР
  Он имеет свойство саморазряда. Поэтому даже когда вы оставили автомобиль с полностью
заряженным аккумулятором, то через некоторое время уровень заряда снизится. При коротких
простоях этого практически не заметно, а вот через год или больше он может сесть полностью.
Рекомендуется раз в 1,5-2 месяца подзаряжать аккумулятор до полного заряда. Если вы выполняете рекомендации для масла и переодически запускаете двигатель, то он будет заряжаться генератором.
  Жизнь аккумулятора - 5-7 лет. Если в ваши руки попал древний «раритет», то без покупки нового аккумулятора не обойтись.

  4.УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗИНКИ И САЛЬНИКИ
  За время длительного хранения все смазочные материалы стекают в поддон. Сальники,
освобожденные от защиты масла, подвергаясь воздействию воздуха, пересыхают, теряют эластичность и вследствие этого трескаются. Это приводит к утечке масла в местах их установки. Рекомендация поэтому та же, что и в пункте первом. Периодическая работа двигателя позволяет маслу смазать сальники и предотвратить их старение. Если автомобиль вам достался в наследство - и слой пыли на нем можно снимать лопатой, то скорее всего вас ждет достаточно дорогостоящий процесс полной замены всех сальников, прокладок и уплотнительных резинок.

  5.ШЛАНГИ И БЕНЗОПРОВОДЫ
  Этот пункт касается автомобилей, подвергшихся хранению сроком более четырех-пяти лет. В
большинстве случаев резина, из которой сделаны шланги, уже потеряла свои свойства и
растрескалась. И если даже этого не видно, неприятность может ожидать в пути. И хуже не
бывает, когда где-нибудь на загородном шоссе лопается шланг охлаждения или бензопровода.
Пожара вам не хватало. Так что в таком случае их, вне всяких сомнений, надо заменить.

  6.ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ
  Это вещество имеет свойство накапливать влагу. При эксплуатации автомобиля тепло от тормозных дисков и суппорта передается жидкости. Тормозная жидкость устойчива к температурам, но накопленная в ней влага может закипеть. Возникновение пара в системе может вывести тормоза из строя. Даже в режиме постоянной эксплуатации автомобиля производители рекомендуют заменять тормозную жидкость не реже чем один раз в два года. Для собственной безопасности лучше заменить ее перед «реанимацией» автомобиля.

  7.ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ И КОЛОДКИ
  При длительном простое тормозные диски покрываются ржавчиной. Рекомендуется проехать
какое-то расстояние на небольшой скорости, убавляя движение с помощью тормоза. Это позволит очиститься тормозным дискам от ржавчины.
  Если автомобиль простоял более трех лет, то непременно проверьте состояние тормозных колодок. Бывают случаи, когда накладки отстают от основания. В таком случае необходимо заменить их на новые.

  8.УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗИНКИ ОКОН И ДВЕРЕЙ
  Что тут можно посоветовать? Если машину на хранение вы сопровождаете лично, то смажьте их все силиконом и повторяйте этот процесс регулярно, как минимум один раз в год. Ну а когда они уже стали непригодны, то любой авторынок предложит широкий выбор уплотнителей для любой марки и модели.

  9.ЭЛЕКТРОПРОВОДКА
  Проверьте визуально, там, где это возможно, нет ли оголенных проводов. Практика показывает, что вечные спутники человечества - мыши и крысы - с удовольствием объедают оплетки. Если неприятность обнаружена, а повреждения несущественны, то обмотайте их места изолентой, а в противном случае замените проводку на новую.
  Последний совет: после того, как машина будет полностью готова к эксплуатации, не поленитесь сделать в ней тщательную уборку. Накопленная годами пыль может вызвать у вас или членов вашей семьи аллергические реакции. И пребывание в чистом салоне намного приятнее.
  Какие выводы можно сделать из всего этого? Если вы собираетесь своего верного железного коня поставить на длительное хранение, то сделайте это правильно: смажьте силиконом все
уплотнительные резинки, покройте поверхность кузова восковым покрытием, залейте в бак
качественный бензин (бак должен быть заполнен не менее чем на 3/4). В двигатель, коробку передач и трансмиссию должна быть залито свежее масло. И самое главное, чтобы вы не забывали о нем. Если с периодичностью раз в два-три месяца навещать своего «друга» и «выводить» на прогулки, то это значительно удешевит ввод его в эксплуатацию, если в этом будет необходимость. Помните: скупой платит дважды, а дурак - всегда.

Автономная энергия, или какая батарейка дольше живет


  В нашей жизни очень много устройств, которые требуют автономных источников питания. Ни одна квартира не обходится без батареек. Они нужны часам, пультам, куче детских игрушек, фотоаппарату. Можно только представить, сколько батареек и аккумуляторов каждый день продается в магазинах, киосках и рынках. Большинство покупателей приобретают такую независимую энергию упаковками.
  Однако очень часто без внимания покупателей остаются срок годности, тип батарейки, производитель. Главное, чтобы размер подошел и цена "не кусалась". Впрочем, эти и другие знания могут помочь подобрать батарейку для конкретного прибора, не переплачивая за сверхмощность. Итак, как определить работоспособность батареек, могут ли все они работать на морозе и как правильно эксплуатировать и утилизировать товар.

  Одноразовая "начинка"
  Сегодня существует много разновидностей батареек. Чтобы подробно о них поговорить, одной газетной полосы будет мало. Поэтому остановимся лишь на главных моментах. Начнем с того, что элементы питания бывают одноразовые (гальванические) и многоразовые (аккумуляторы). Казалось бы, зачем заморачиваться с недолговечными батарейками, лучше приобрести аккумулятор и при необходимости перезаряжать его. Впрочем, цена на аккумуляторы может быть в 5-10 раз больше, чем за одноразовую батарейку. Учтите, что нужно потратиться еще и на зарядное устройство. Срабатывает извечный инстинкт экономии. Многократные элементы питания приобретаются только в тех случаях, когда пользователь уверен, что прибор, который будет питать это источник энергии, будет часто использоваться. Конечно, нецелесообразно покупать аккумуляторы для часов или детских электронных игрушек, а вот фотоаппарат на пальчиковых батарейках долго не протянет.
  Итак, попробуем разобраться с одноразовыми батарейками. Они бывают сухие, щелочные, литиевые. Чтобы узнать, какой элемент питания перед вами, его не нужно разбирать - достаточно посмотреть на обозначения. Распространенные и дешевые - сухие (R) и щелочные (LR), или их еще обозначают термином Alkaline.
  Обычно, из нескольких видов покупают дешевые. Именно поэтому сейчас солевые элементы продаются на рынке крупными партиями, однако в работе особой надежностью не отличаются. Наиболее губительным для таких батареек является низкая температура и большие нагрузки. Лучшим применением для солевого элемента будут настенные часы, беспроводные клавиатуры либо не слишком «шустрые» детские игрушки.
  «Алкалиновые» батарейки устойчивы к низким температурам и большим нагрузкам. Разумеется, данные свойства влияют на их цену. За счет использования щелочного электролита мощность такого автономного источника питания увеличивается в два-три раза, а срок годности достигает семи лет.
  Литиевые элементы имеют отличные показатели эксплуатации. Однако покупать подобные батарейки для плеера или детской игрушки - удовольствие не из дешевых. Такие батарейки следует использовать для цифровой техники, например фотокамер со вспышкой. Срок годности - около 10 лет.

  Зарядные пальчики
  Чаще всего зарядные аккумуляторы-батарейки бывают двух видов: никель -кадмиевые (Ni-Сd) и никель-металл-гидридные (Ni-MH). Каждый вид аккумулятора имеет свои свойства.
  Никель-кадмиевые батареи менее энергоемкие, т.е. имеют меньшее количество перезарядок. Их преимуществом является способность работать в различных температурных условиях: и в лютый мороз, и в адскую жару. Недостаток батарейки этого типа - их можно заряжать только после полной разрядки. Согласитесь, это не совсем удобно. Данную ситуацию может исправить специальное зарядное устройство с функцией полной разрядки, которая происходит перед тем, как прибор начнет заряжать батарею. Также нужно помнить, что хранить никель-кадмиевые батареи лучше разряженными.
  Никель-металл-гидридные батареи значительно мощнее и рассчитаны на большее количество перезарядок. Однако этот вид батареек чувствителен к перепадам температуры, особенно резким, но их можно заряжать в любое время. Хранить этот вид батареек нужно в заряженном состоянии.
  Следует внимательно отнестись к выбору зарядного устройства. Лучше, когда модель наделена функцией самостоятельного отключения при полной зарядке аккумулятора. Это спасет его от перегрева, а аккумуляторы не будут разряжаться, что существенно продлит срок их службы.

  Победила "Наша сила"
  Самое важное для каждого потребителя, чтобы батарейка долго и исправно работала. Здесь стоит упомянуть, что различные приборы потребляют разное количество энергии. Наибольшую нагрузку испытывают батарейки, вставленные в цифровые фотоаппараты, фотовспышки, радиостанции, мощные фонарики, диктофоны - 10 Ом. Средняя нагрузка - 20 Ом, когда батарейка заставляет работать детские игрушки, а низкая - 100 Ом: часы и пульты дистанционного управления. Такое разграничение, конечно, условно. Однако оно необходимо, чтобы исследовать, сколько прослужит батарейка в различных условиях. Именно такую классификацию режимов нагрузки использовал Центр независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ», когда проверял работу доступных по цене соляных батареек, которые популярны среди украинцев.
  При наибольшей нагрузке из протестированных образцов дольше работали «Наша сила» - 5 часов 55 мин и Philips - 5 ч 25 мин. Худший результат у батареек Expert - 3 ч 5 мин. При средних нагрузках «Наша сила» разрядилась за 13 ч 20 мин, Panasonic - через 12 ч 20 мин, Expert снова работал меньше всех - всего 8 часов. При малых нагрузках дольше работала Sony - 87 ч 36 мин, немного меньше - 85 ч 12 мин - Varta, позади снова оказалась батарейка Expert - 62 ч 24 мин.
  Эксперты сопоставили «время работоспособности» с ценой батареек. Итак, выгодными для кошелька потребителя среди энергетически требовательных механизмов стали соляные батарейки «Наша сила», Maxell и Philips, среди среднезатратных и малозатратных - Maxell, «Наша сила» и Panasonic.

  БАТАРЕИ
  • При покупке всегда проверяйте срок годности и начальную дату изготовления: чем она дальше от даты приобретения, тем меньше работоспособность батарейки.
  • Не покупайте одноразовые элементы питания впрок. Если вы все же это сделали, то храните покупку в холодильнике: пониженная температура тормозит выход энергии.
  • Следите за порядком установки элементов. Конечно, ошибиться здесь весьма сложно, но иногда техникой пользуются дети или невнимательные люди. Такие эксперименты могут повредить устройствам.
  • Не оставляйте батарейки в устройстве, которое длительное время не используется.

  АККУМУЛЯТОРЫ
  • Используйте аккумуляторы в наборе из двух или четырех штук одной марки и одного типа, и лучше приобретать их в одно время. Таким образом, они будут подвергаться одинаковому напряжению, будут стареть одновременно и вместе «умрут».
  • Не вставляйте в одно устройство аккумуляторы Ni-Cd (никель-кадмиевый) и Ni-MH (никельметал-гидридный).
  • Заряжайте аккумуляторы только незадолго до их использования.
  • Не носите в кармане: из-за контакта с металлическими предметами, например с ключами, существует риск короткого замыкания.

  ПРАВИЛЬНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ
  В обычных батарейках много токсичных элементов, которые способны серьезно загрязнить окружающую среду. Попав в землю, батарейка отравит 400 л воды или 20 м грунта. Поэтому выбросив всего две старые батарейки из фонарика вы испортите две ванны, восемь ведер и полтора чайника чистой воды.
  В Украине есть собственный завод для переработки батареек. Он находится во Львове - это ГП «Аргентум». Сейчас завод не работает в связи с «отсутствием сырья для выхода на рабочие объемы», но принимает батарейки на складирование для переработки, которую проводит при наличии достаточного количества сырья. Тем не менее, уже действует ряд точек сбора, куда можно сдать отработанные батарейки для дальнейшей переработки. Найти их адреса можно на сайте завода http://www.batare.com. Берегите окружающую среду!

воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Варшава как на ладони

  Об отдыхе за границей мечтает большинство украинцев, но многих пугает дороговизна заграничных поездок. Да и боязнь потеряться в стране с ее культурой, традициями, а главное - языком. В таком случае исследование зарубежья нужно начинать с Польши.
  С этой страной украинцев связывает не только многовековая общая история, но и близость языков. А ценовая политика польских городов приятно удивит даже самых скаредных экономов. Именно по таким критериям мы и выбирали страну для нашего первого (без услуг туроператора)  путешествия за границу. Безусловно, для того, чтобы самостоятельно собрать все необходимые документы и оформить визы, а также забронировать места в гостиницах и билеты на несколько видов транспорта, пришлось пооббивать немало порогов официальных учреждений и потратить на длиннющие очереди много личного времени. Но тот отдых, который мы получили взамен, стоил этих усилий.

  План на семь дней
  Организацию поездки в соседнюю державу мы начали с определения маршрута. По плану наша экскурсия должна была начинаться со столицы Польши — Варшавы. Далее — переезд на север, в небольшой, но известный своей историей и достопримечательностями городок Торунь. Основным пунктом своего польского турне мы выбрали портовый город Гданьск, а на обратном пути решили посмотреть еще и на самый большой кирпичный замок в мире — в Мальборке. На все про все — семь дней.
  Для получения Шенгенской визы вместе со стандартными документами (такими, как копии заграничного и украинского паспортов, заявления на получение визы, справки о доходах, фотографии и т. д.) нужно предоставить еще и билеты на самолет или поезд. Мы выбрали самолет, билеты на который обошлись нам в 2 тыс. 800 грн «туда и обратно» на двоих.
  Кроме того, нужно также предоставить подтверждение брони отелей, где вы будете проживать во время будущего отдыха.
  С появлением в нашей жизни Интернета многие вещи и услуги стали гораздо доступнее. Путешествие — одно из них. Так во всемирной сети есть несколько сайтов, где можно посмотреть и забронировать не только отели и квартиры в любом уголке земного шара, но и заказать проездные документы на тот вид транспорта, которым вы будете передвигаться внутри зарубежной страны. Наиболее востребованным и надежным среди таких сайтов является www.booking.com. Его услугами  мы и воспользовались.
  На наше удивление, после отправления запросов администраторам отелей ответ с пошаговой инструкцией бронирования номеров пришел уже через несколько часов. И на следующий день у нас на руках были все необходимые документы.
  Оформление визы стоило нам 35 евро и 200 грн — за услуги визового центра (можно подать документы непосредственно в посольство, но тогда все подписи придется собирать самим). И уже через семь дней в наших загранпаспортах «красовались» «шенгены».

  ...Из туманного и дождливого Киева мы попали в солнечную и ясную Варшаву. Самолет приземлился в аэропорту им. Ф.Шопена около одиннадцати, так что для экскурсий по городу оставался еще целый день.
  Первым делом после поселения был осмотр Варшавы с высоты птичьего полета — со смотровой площадки на 30-м этаже Дворца культуры и науки. Это самое высокое здание в Польше. И для многих не знающих города туристов дворец исполняет роль указателя, так как его видно с любой точки Варшавы. Вы можете представить себе, что с такой высоты — 114 м, да еще и в ясную погоду, вид открывается захватывающий. Самое интересное то, что смотровая площадка построена в виде кольца, так что на Варшаву можно взглянуть с любой стороны. Следует отметить, что столица Польши очень похожа на Киев: такие же широкие проспекты, мосты, но не через Днепр, а через Вислу, золото куполов... И только на востоке виднеется Старый город с красными черепицами, острыми шпилями костелов и типичным для Запада колоритом. Туда мы и направились.
  Самое замечательное в самостоятельно организованном путешествии — свобода  действий. Можно выбирать те экскурсии, которые ближе по душе: замки, соборы или просто красивые городские улицы. Кроме того, насладиться национальной кухней можно именно в том ресторане или кафе,  который приглянулся больше всего. Попробовать традиционный польский суп «журек» мы решили в одном из уютных ресторанчиков в самом центре Старого города. Несмотря на выгодное положение заведения, красивый интерьер и безупречный сервис, цены в меню приятно удивили. И обед на двоих (первое, второе и компот) обошелся в 60 злотых (1 злотый — около 2,5 грн).

  Королевский центрум
  Площадь, с которой начинаются экскурсии по Старому городу Варшавы, называется Замковая. Сюда мы и вышли с новыми силами после вкусного обеда.
  С уверенностью могу сказать, что всю необходимую информация о городе и его достопримечательностях при отсутствии настоящего гида можно узнать в путеводителях. Он и «рассказал» нам, что Замковая площадь первоначально являлась княжескими владениями. Застройка совершалась здесь совместно с расширением Королевского замка при короле Сигизмунде III из династии Ваза. Площадь несколько раз перестраивалась, в частности в XVII в., когда  воздвигали колонну Сигизмунда, и до половины ХІХ в., когда строили виадук Феликса Панцера.
  Главное место на Замковой площади Варшавы занимает, естественно, Королевский замок. Как известно, во времена Второй мировой войны большинство зданий в столице Польши было разрушено. Горькая участь не обошла стороной и замок. И только в 80-е годы ХХ в. его  полностью восстановили. Этот архитектурный шедевр в стиле раннего барокко — одна из главных достопримечательностей Польши. В замке проходят выставки старинного искусства, официальные встречи и концерты.
  В центре площади, возле Королевского замка, городские власти установили главную елку страны. Так как на улице уже потемнело, мы смогли увидеть праздничную иллюминацию центральной площади и яркое убранство новогодней красавицы. А для обеспечения настоящего зимнего настроения на соседних с площадью домах с помощью проектора был устроен виртуальный снегопад.
  Прямо из Замковой площади мы вышли к крепостным укреплениям, которые окружают город с 1300 г. В XVI в. прежние глиняные и песчаные валы были замещены кирпичными стенами на каменном фундаменте. Ныне они реконструированы по проекту, разработанному в 1946—1954 гг. Невооруженным глазом можно заметить остатки готического моста. На стенах установлены памятники сапожнику Яну Килиньскому, предводителю горожан во время восстания Тадеуша Костюшко 1794 г., и Маленькому Повстанцу.
  По-рождественски сказочно была украшена и площадь Рынок. Ее, как и во Львове, окружает ряд «пряничных» разноцветных домиков не выше четвертого этажа. Только посредине вместо Ратуши памятник-фонтан символу города — Сирене.
  На этом наш первый экскурсионный день был закончен, но отправляться в гостиницу пешком у нас уже не было сил, и мы воспользовались общественным транспортом. В отличие от цен на продукты билеты на автобус стоили довольно дорого: самый дешевый — на 20 мин — 3,6 злотых. Зато сервис превзошел все наши ожидания — автобус пришел точно по расписанию, и билет можно было купить уже в салоне с помощью специального компьютера, расплатившись при этом с использованием пластиковой карточки!

четверг, 20 февраля 2014 г.

Генетичные модификации: Польза или зло?


  С того времени, когда в 1996 г. появились первые коммерческие поля невидимых до этого растений, не утихают страсти мирового общества. Чего ждать от ГМО - спасение от голода, болезней, энергонезависимости или непредвиденные проявления у здорового человека и окружающего пространства.
  - Генетическая инженерия - это очень серьезная наука, - убежден эксперт Института пищевой биотехнологии и геномики НАН Украины, доктор биологических наук Борис Сорочинский. - Современная биотехнология основана на знаниях. И говорить о ее риске следует только на научном уровне, а не на уровне предположений и догадок.

  Серьезная наука
  Генетическая или генная инженерия - это технология изменения генома живых организмов путем переноса в них генов от других организмов и удаление нежелательных. Таким образом, удается изменять генетическую информацию, создавая новые молекулы ДНК, способных размножаться в клетке хозяина и осуществлять контроль за синтезом необходимых метаболов клетки. Иными словами, генная инженерия занимается расшифровкой структуры генов, их синтезом и клонированием, вставкой выделенных из клеток живых организмов или заново синтезированных генов в клетки растений и животных с целью изменения их наследственных свойств. Например, в картофель вводят ген, вырабатывающий белок, ядовитый для колорадского жука, а в сою, хлопок или сахарную свеклу - гены, отвечающие за устойчивость к гербицидам, от которых страдают и сами культуры. Изменяются свойства этих растений, они становятся устойчивыми к внешним воздействиям, и следовательно увеличивается и их урожайность.

  Поклонников - миллионы
  Основана эта технология в 1972 г. Генетические преобразования обеспечивают защиту растений от насекомых, вредителей, гербицидов, повышают урожайность, сокращают затраты на выращивание продукции растениеводства. Сегодня, пока человечество спорит, новые биотехнологические растения завоевывают мир. В прошлом году, например, почти 17 млн фермеров из 28 стран мира засеяли биотехнологическими культурами 170 млн га земель. Еще в 31 стране мира предоставлено разрешение на импорт и использование ГМ растений в качестве продуктов питания и кормов.
  Ведущими производителями биотехнологических культур являются США, Канада, Австралия. Высокими темпами внедряются новейшие биотехнологии в развивающихся странах. Лидерами являются Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, Южно-Африканская Республика. В 2012 г. в Российской Федерации принята Комплексную программу развития биотехнологий, рассчитанную до 2020 г. В результате роста урожайности ГМО культур с 1996 г., за уменьшенного использования пестицидов, топлива и рабочей силы в мировом масштабе, фермеры получили более $ 44 млрд прибыли. Исследование, проведенное Объединенным исследовательским центром ЕС, показало, что выращивание генетически модифицированной кукурузы во всех европейских странах дало увеличение урожайности до 15 %, а иногда и до 25%.

  На очереди - вторая волна
  Если так называемая первая волна генетических преобразований обеспечила защиту растений от насекомых, вредителей, гербицидов, повысила урожайность и снизила затраты на выращивание культур, то на очереди - вторая волна. Она касается улучшения вкусовых качеств и обогащения растений и продуктов полезными для человека веществами.
  Как отметил ученый, Украина имеет огромные возможности для использования новых технологий в системах растениеводства. Следует учитывать большие площади, выделенные под сельско-хозяйственные культуры, и современный низкий уровень производительности по сравнению с производственными системами в западной сельскохозяйственной экономике. Введя аграрную биотехнологию в нашей стране можно увеличить урожайность, снизить затраты на средства защиты растений (те же гербициды), экономить на топливе, что, в свою очередь, будет способствовать уменьшению выбросов углекислого газа.
  - Хотим мы или нет, - отметил Борис Сорочинский, - эти технологии являются реалиями нашего времени, и если мы не планируем оказаться среди стран третьего мира, должны развиваться. Благодаря биотехнологии уже получено более 350 фармацевтических препаратов и вакцин, в частности инсулин, который используется для лечения сахарного диабета, интерферон - для лечения вирусных болезней и злокачественных новообразований и т.д..

  Выбор каждого
  С одной стороны, ученые видят за биотехнологиями перспективное будущее с чистыми, без сорняков, полями, высокими урожаями. С другой - безопасные для людей овощи и фрукты, которые не портятся при хранении длительное время и не по вкусу насекомым? Человек должен знать, что потребляет, и самостоятельно делать выбор в пользу тех или иных продуктов.
  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что «на сегодня ГМО продукты, доступные на международном уровне, прошли оценку рисков для здоровья человека. Кроме того, не было обнаружено никаких негативных последствий для здоровья человека в результате потребления таких продуктов населением стран, в которых они были разрешены». Главный вывод, который можно сделать по результатам более 130 исследовательских проектов, реализованных на протяжении 25 лет с участием 500 независимых научно-исследовательских групп, заключается в том, что биотехнология, в частности ГМО, по своей сути является не более рискованной, чем, например, традиционные методы растениеводства.

  Ноу-хау Украины
  Интересно, что обязательная маркировка продукции «Без ГМО» - это вообще украинское ноу-хау. Сначала возникло предложение маркировать ГМО. Но поскольку в нашей стране официально не зарегистрирован ни один ГМ продукт, то и маркировать было нечего. Поэтому решили информацию о товаре для потребителя доносить именно таким образом - указывать «Без ГМО».
  - К сожалению, Украина сегодня является лишь пассивным участником общемирового рынка биотехнологий, отметил ученый. - Дискуссии, возникающие в обществе о том выращивать или не выращивать в Украине чужие трансгенные растения, не имеют никакого отношения ни к современным знаниям, ни к современным технологиям. Собственных исследований по вопросам биотехнологий в нашей стране проводится очень мало. Международное научное сотрудничество у нас ограничено. Регуляторная база не соответствует никакой логике и международной практике. Мир шагает вперед, пока мы придумываем свои правила игры. Развивается синтетическая биология, создаются растения с новыми свойствами. Существует такое понятие, как «инновационная матрица» - взаимосвязь между тем, сколько денег государство вкладывает в инновацию и какой у нее технологический уровень. У Украины не будет перспективы, если мы будем инвестировать чужие знания.

четверг, 13 февраля 2014 г.

Раскрашенная рыба

  Для большинства украинцев красная рыба - дорогой деликатес, поэтому и появляется она на наших столах на праздники. Заботливые мамы, зная о пользе мяса рыбы семейства лососевых, пытаются хотя бы раз в неделю накормить своего ребенка полезной, запеченной, диетической, заморской рыбой. Хотя, к сожалению, более 90% царь-рыбы выращивается в искусственных условиях.
  Часть производителей, охотясь за сверхприбылями, лишают рыбу большинства полезных свойств и превращают в врага для нашего здоровья. Поговорим о том, как правильно выбирать качественное и действительно ценное рыбное мясо.

  Почему красная?
  Впрочем, название «красная» не имеет никакого отношения к цвету мяса рыбы. Дело в том, что когда-то на Руси красной называлась белая и желтая рыба семейства осетровых - севрюга, стерлядь, осетр. На Кубани до сих пор белую осетровую рыбу называют красной, потому что раньше было принято называть красным все, что считалось хорошим, качественным, ценным, одним словом, лучшим. Поэтому лучшая рыба и получила название «красная». Однако плотно это определение прикрепилось именно к рыбам семейства осетровых. А наибольшей популярностью среди потребителей из семейства красных рыб пользуется семга. И заслуженно. Ведь в 100 г семги содержится половина ежедневной нормы витаминов группы РР и В12, высокое содержание в ней и витаминов В1, В2, В6, А, Е. D, а также фосфора и фолиевой кислоты. В этой рыбе высокое содержание ненасыщенных жирных кислот Омега-3. Ее регулярное употребление положительно влияет на все системы организма: кровеносную, нервную, пищеварительную, иммунную.

  Семга - бройлер
  Древнее определение красной рыбы большинство потребителей воспринимает буквально. Поэтому основная масса покупателей определяет качество этого продукта по цвету - чем краснее, тем полезнее. Учитывая их предпочтения, производители подкрашивают семгу различными способами. К сожалению, по словам экспертов, современная рыба на прилавках - не совсем рыба: ее можно сравнить разве что с курицей-бройлером. Дело в том, что в рядовых супермаркетах потребителям предлагают красную рыбу, которую не вылавливают в естественных водоемах, а выращивают на рыбных заводах. В промышленных масштабах ее культивируют на стимуляторах, антибиотиках и других таких «препаратах». В естественных условиях лосось, чтобы набрать массу до 3-3,5 кг, должен расти 11-12 лет, но аквакультура творит чудеса, поэтому за три года рыба может дорасти до 15 кг!
  Что касается окраски рыбы в желаемый производителем цвет, то не стоит думать, что когда используют пищевой краситель, то никакого вреда потребителю не будет. Помните о том, что даже пищевые красители могут спровоцировать заболевания печени, почек, вызвать аллергию. Технолог пищевой промышленности Андрей Бабаев отмечает, что семгу красят не только пищевыми красителями: на некоторых фермах в корм рыбе добавляют специальные химические красители. Последствия от употребления этих добавок катастрофические: потеря ночного зрения, изменение цвета кожи, повышенная чувствительность к ярким лучам света.

  Вакуумная загадка
  Покупая кусок красной рыбы в вакуумной упаковке, потребитель должен понимать, что в основном покупает вроде лотерейный билет. Ведь производители редко пишут о том, из какой части рыбной туши взято филе. Однако именно эта информация может помочь сделать правильный выбор. Например, нежное и жирное мясо - ближе к голове, а вот если кусочек рыбы жилистый и с большим количеством белых прожилок, то, видимо, он был отрезан от хвоста, а это наименее вкусная часть рыбы.
  В вакуумных упаковках продаются стейки, филе и нарезки. Стейк - это кусок рыбы с косточкой. Стоит он дешевле, чем филе, но с ним придется повозиться, убирая все прожилки и скелет рыбы. Выбирая стейк, слегка нажмите на него пальцами: если косточки отходят от мяса, то это означает, что рыба несвежая. Обращайте внимание на срезы. Они не должны быть рваные. Хорошее филе - упругое. Если же это не так, то покупатель рискует приобрести рыбу некачественного посола, или, что хуже, - испорченную на момент фасовки. Мясо красной рыбы, положенное кусочками в вакуумной упаковке, очень редко бывает качественным. Это в основном отходы, и хорошо, когда они упаковывается вакуумом свежими.
  Другая проблема, которая касается соленой рыбы в вакуумной упаковке, - консерванты. Центр независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ» недавно проверял восемь образцов филе слабосоленой семги на содержание этих вредных добавок. Консерванты были заявлены в составе лишь некоторых образцах. В торговой марке «К.И.Т.» вообще нельзя выяснить, какой именно консервант был использован производителем. В ТМ «Катран» и «Gran Marine» обозначен бензоат натрия, в «Vici» - сорбиновая кислота. Все восемь образцов рыбы проверили на наличие обоих консервантов - сорбиновой и бензойной кислоты (включая их соли - сорбаты и бензоаты).
  «Те образцы, в которых консерванты не заявлены («Flagman», «Санта Бремор», «Norven», «Жемчужина Аляски»), действительно были без консервантов. Заявленного в ТМ «Катран» бензоата натрия не обнаружили. В «Vici» количество сорбиновой кислоты была в пределах нормы. А вот в «К.И.Т.» зафиксировано превышение консерванта : 0,13% вместо допустимого 0,1%. В семге «Gran Marine» спутали консерванты: заявленного бензоата натрия не было, а была сорбиновая кислота. Количественно она была в пределах нормы, - однако указывать один консервант, а использовать другой - нарушение», - говорит руководитель отдела тестирования ЦНПЭ «ТЕСТ» Нина Кильдий.

  Какой вид имеет качество
  Красная рыба в первую очередь не должна иметь неприятного запаха. Но и отсутствие какого-либо запаха также является весомым аргументом, чтобы воздержаться от покупки рыбы. Это свидетельствует о том, что рыба испорчена. Чтобы спасти товар, продавцы вымачивают рыбу в воде с лимонным соком или лимонной кислотой и уксусом, лишая таким образом рыбу от тухлого запаха и слизи. Затем тушку тщательно промывают в чистой воде - и тогда рыба совсем ничем не пахнет.
  Если же рыба еще не избавилась головы, то посмотрите на ее глаза. Они должны быть светлыми, без мутной пленки. А когда у рыбы мутные, затянутые пленкой, запавшие глаза, то она скорее всего уже давно пылится на прилавке. Также уделите внимание мякоти: она должна быть достаточно упругой и быстро восстанавливать форму при нажатии.
  У охлажденного лосося жабры должны быть ярко-красного цвета, а у свежемороженой - бледно-розового. Это важнейший признак свежести не только красной, но и вообще любой рыбы. Если же жабры белые, сероватые или зеленые - такую рыбу покупать не следует. Потому что она почти разложилась.
  Важным показателем качества рыбы является вид ее чешуи. У живой рыбы она должна быть достаточно яркая по цвету. От светло-серебристого до темно-серого. Такой чешуя должна быть и тогда, когда вы покупаете тушку свежей охлажденной красной рыбы. Слизь, покрывающая чешую снаружи, не должна собираться комочками или неприятно пахнуть. Потому что в таком случае эта рыба уже испорчена. На срезе филе должны виднеться светлые прожилки. Если они красные, то рыба крашеная. Да и вообще не стоит выбирать кусок яркого цвета. Лучше, когда он будет бледно-розовым.

  По словам эксперта Андрея Бабаева:
  «Признаком нафаршированной химическими веществами рыбы является отсутствие или очень маленькие плавники. Это свидетельствует о том, что рыба не плавала. В тесных питомниках на специальном корме семга набирает около килограмма веса в неделю. Ее кормят стимуляторами роста и антибиотиками, а чтобы она быстрее полнела, рыбу держат в тесноте и не дают двигаться. Такие стимуляторы роста негативно влияют на гормональный фон человеческого организма, антибиотики же портят почки, печень, сердце, желудочно-кишечный тракт. Для увеличения веса в рыбу чаще впрыскивают полифосфаты - химические вещества, которые притягивают и удерживают влагу. Накапливаясь в человеческом организме в больших количествах, они вызывают отеки и провоцируют болезни сердца.
  «Обработанное таким образом филе отличается искусственным блеском. Будьте внимательны, так как при значительной концентрации фосфатов из рыбы вымывается белок, в результате чего пищевая ценность ее снижается в два-три раза».

пятница, 7 февраля 2014 г.

Каньон среди леса


  Буцкий каньон на Черкасщине - одно из самых красивых мест центральной Украины. Три часа езды из Киева - в село Буки Манькивского района Черкасской области. Эта местность привлекает не только отдыхающих, а и кинорежиссеров и артистов, скалолазов и экстрималов.
  И действительно нельзя быть равнодушным от увлекательной красоты этого живописного поселка на Черкащине, где природа создала каньон с обрывистыми скалами и отвесными водопадами.
  Здесь протекает река Горный Тикич, высокие скалистые берега которой и образовали Буцкий каньон. Река течет в протерозойских гранитах, возраст которых - 2 млрд. лет. К слову, Горный Тикич вместе с реками Гнилой Тикич и Ятрань входят в бассейн Южного Буга.
  Каменными берегами и порогами, по которым бежит Горный Тикич, можно полюбоваться прямо в центре поселка. Красота окружающей местности поражает. Свежий воздух, живописная природа - и такие интересные геологические образования.

  Всего Горный Тикич течет через пять сел Черкасской области, и только здесь, в Буках, как говорят местные, природа, «остановилась», и создала Буцкий каньон, водопад Вир и Родионову скалу.
  Поэтому вокруг - равнинная местность, а посреди нее - обрыв с грандиозными скалами высотой 10-15 м, а иногда они достигают и 25 м. Жители окрестных сел называют Буцкий каньон маленькой Швейцарией и гордятся, что он представлял Черкасскую область в конкурсе «Семь природных чудес Украины».
  - Первые упоминания о поселке городского типа Буки зафиксированы еще в XVI в., когда казаком Федором Базановичем здесь был построен замок. Позже он продал свои владения галицкому кастеляну (должность в Польше, - авт.) Ежи Струсю с Комарова, который возвел на крутых склонах новое укрепление. В 1592 г. магнат укрепил замок и переименовал городок в свою честь - Струсьгород. Однако это название не прижилось, - рассказывает местный историк Александр Павленко. - А в период Освободительной войны 1648-1654 гг. в поселении стояла Буцкая казацкая сотня. В нем и произошло объединение разрозненных казачьих войск Умани, ставших под знамена гетмана Богдана Хмельницкого.

  Буцкие легенды
  Перед входом в Буцкий каньон воды Горного Тикича стремительно выплывают из глыбы гранита, создавая громкий водопад Вир. Это чудо природы не осталось незамеченным - и в 1972 г. этому объекту присвоен статус государственного памятника природы местного значения. Возле водопада еще в XIX в. возвели большую водяную мельницу, от которой сохранились довольно живописные руины.
  Вода вырезала в гранитных скалах причудливые фигуры - например, человеческие головы. Один скалистый берег с выступлениями серого гранита - Скала Родионова - назван в честь известного украинского геолога - петрографа. А другое выступление под названием Скала Лысакова связано с легендой. В древности казаки обороняли свою деревню, и был среди них храбрый воин Лысак, который защищался до последнего. Враги были восхищены его мужеством и смелостью. Но когда этот казак остался один, они его все-таки убили и, вырвав сердце, сбросили в реку. С тех пор то место и называется Лысаков.

  Буцкий каньон уникален еще и тем, что в нем сохранились руины одной из первых в Украине гидроэлектростанций, которая была введена в эксплуатацию в далеком 1929 году.
  Ее возводили почти вручную и за два года построили плотину длиной почти 90 м.
  - Помню, как мы на тележках подвозили камни для строительства лотков, по которым вода шла от русла реки к турбинам ГЭС, - говорит местная жительница Елена Коробанова. - Позже в этих лотках мы купались, когда были закрыты шлюзы. А сейчас все это развалили и разрушили. Турбины электростанции тогда производили 125 млн. кВт/ч дешевой электроэнергии, которой хватало для всех окрестных сел. Но в 1965 году Буки потеряли статус районного центра, поэтому вскоре станция была закрыта.

  Оздоровительный пикник
  Вдоль всего Буцкого каньона есть удобные площадки для пикников, где часто устраиваются на ночлег. Поэтому на выходные здесь бывает многолюдно - и удобные для установки палаток места обычно заняты. Больше всего туристов - в теплое время года, хотя и зимой их тоже немало.
  Остановиться на ночлег с палаткой лучше на левом берегу - в конце каньона: здесь красивые пейзажи и уютная и защищенная местность. Пищу лучше брать с собой. Ехать сюда лучше в мае- июне, так как в конце лета уровень воды в реке снижается.
  - Воды в реке с годами уменьшаются. Ранее в каньоне стоял такой шум, что не каждый решался к нему близко подходить, а теперь этого не боится никто. Течение же тогда могло снести человека, поэтому это действительно было очень опасно, - говорит местный житель.
  Самый популярный этот курорт летом, когда можно искупаться в реке и получить бесплатный сеанс в естественном  спа-салоне, сидя на больших камнях. Следует заметить, что стоун-терапия - лечение разогретыми и холодными камнями - чрезвычайно популярна в салонах красоты, но даже самый опытный массажист не может сравниться с энергией природы. Поэтому туристы с утра захватывают лучшие места в водовороте - и этим не только восстанавливают здоровье, но и получают значительный заряд положительной энергии.

  Место для соревнований
  В Буцкий каньон любят съезжаться альпинисты со всей Украины, поскольку скалы над Горным Тикичем идеально подходят для скалолазания. Здесь уже создан настоящий скалолазный городок. Большинство скал уже приспособлено для этого вида спорта. Кроме соревнований, в Буках проводят тренировки и сборы скалолазов.
  Буцкий каньон привлекает также и художников, которые часто используют природу для реализации своих творческих идей. Здесь, например, снимала клип на композицию «The Kukushka» известная украинская исполнительница Злата Огневич, представлявшая Украину на песенном конкурсе Евровидение.
  Кроме того, живописный каньон используют во многих телевизионных шоу. Например, часть своего шоу-проекта в Буцких скалах отсняли телевизионщики популярной в Украине телепередачи «Зважені та  щасливі».
  Но больше всего местным жителям запомнились съемки полнометражного детского художественного фильма «Сокровище казака-разбойника» по сценарию известного российского режиссера Николая Щербакова. Ведь в работе были задействованы почти все Бучане. Кто-то готовил еду участникам, а кому-то повезло даже сняться в массовке.

  Как доехать
  От Киева до села Буки - 180 км, из Львова - 570. Из Донецка нужно преодолеть 670 км, а из Одессы - 300. Из столицы нужно ехать по трассе Киев- Одесса (E95/M05). Повернуть надо с пути на город Жашков, через который и проходит автомагистраль. От Жашкова до села Буки - 30 км. Каньон - прямо посреди села, поэтому найти его будет нетрудно.
  Также без проблем можно доехать сюда и не на собственном транспорте. Удобнее - на маршрутке в Жашков, а оттуда - на автобусе до села Буки. Кстати, от Жашковского автовокзала отправляются специальные туристические такси до каньона в Буках.
  Кроме того, немало автобусов, курсирующих через Буки, которые ежедневно выезжают с Центрального автовокзала в Киеве.

понедельник, 3 февраля 2014 г.

Что такое турбонаддув?



  Автомобильные конструкторы постоянно обеспокоены проблемой повышения мощности двигателей. Законы физики утверждают, что мощность двигателя напрямую зависит от количества топлива, которое сгорает за один рабочий цикл. Чем больше топлива мы сжигаем, тем больше мощность двигателя. Например, захотелось нам увеличить "поголовье лошадей" под капотом: как же это сделать? Вот тут-то и ждут нас проблемы.
  Дело в том, что для горения топлива необходим кислород. Следует заметить, что в цилиндрах сгорает не топливо, а топливно-воздушная смесь. Смешивать топливо с воздухом нужно не на глазок, а в определенном соотношении. Например, для бензиновых двигателей на одну часть топлива полагается 14-15 частей воздуха - в зависимости от режима работы, состава горючего и других факторов.
  А воздуха на это нужно достаточно много. Зависимость получается прямая: чем больше объем цилиндра, тем больше кислорода в него попадет при каждом цикле. А есть ли способ загнать в тот же объем больше воздуха?
  Есть, и придумал его господин Готтлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler). Этот немец весьма неплохо разбирался в двигателях и еще в 1885 г. понял, каким образом загнать в них больше воздуха. Он догадался закачивать воздух в цилиндры с помощью нагнетателя, представлявшего собой вентилятор (компрессор), который получал вращение непосредственно от вала двигателя и загонял в цилиндры сжатый воздух.
  Швейцарский инженер-изобретатель Альфред Бюхи (Alfred J.Buchi) пошел еще дальше. Он вел разработку дизельных двигателей в компании Sulzer Brothers, и ему не нравилось, что эти двигатели были большие и тяжелые, а мощности давали мало. Отнимать энергию у двигателя, чтобы вращать приводной компрессор, ему также не хотелось. Поэтому в 1905 г. г-н Бюхи запатентовал первое в мире устройство нагнетания, в котором использовалась как движущая энергия выхлопные газы. Проще говоря, он придумал турбонаддув.

  Турбонаддув - это узел в системе питания двигателей (как бензиновых, так и дизельных), который позволяет поднять удельные (на литр рабочего объема) мощность и крутящий момент с одновременным улучшением экономичности. Конструкция представляет собой небольшую турбину, которая раскручивается потоком выхлопных газов: она насажена на один вал с турбокомпрессором, который вместе с ним нагнетает воздух в цилиндры под давлением. Так как ветер вращает крылья мельницы, так и выхлопные газы крутят колесо с лопатками. Разница лишь в том, что колесо это очень маленькое, а лопаток очень много. Колесо с лопатками называется ротором турбины, оно насаженно на один вал с колесом компрессора. Условно турбонагнетатель можно разделить на две части - ротор и компрессор. Ротор получает вращение от выхлопных газов, а соединенный с ним компрессор, работая как «вентилятор», нагнетает дополнительный воздух в цилиндры. Вся эта мудреная конструкция и называется турбокомпрессором (от латинских слов turbo - вихрь и compressio - давление), или турбонагнетателем.
  В турбодвигателе воздух, подаваемый в цилиндры, часто приходится дополнительно охлаждать - и тогда его давление можно будет сделать еще выше, загнав в цилиндр больше кислорода. Ведь сжать холодный воздух легче, чем горячий.
  Воздух, проходящий через турбину, нагревается от сжатия, а также от деталей турбонаддува, разогретого выхлопными газами. Подаваемый в двигатель воздух охлаждают с помощью так называемого интеркулера (промежуточного охладителя). Это радиатор, установленный на пути воздуха от компрессора к цилиндрам двигателя. Проходя через него, он отдает свое тепло атмосфере. А холодный воздух более плотный, поэтому его можно загнать в цилиндр еще больше.
  Чем больше выхлопных газов попадает в турбину, тем быстрее она вращается и тем больше дополнительного воздуха поступает в цилиндры, а следовательно, и тем выше становится мощность двигателя. Эффективность этого решения в том, что на «самообслуживание» наддува тратится совсем немного энергии двигателя - всего 1,5%. Дело в том, что ротор турбины получает энергию от выхлопных газов не за счет их задержки, а за счет их охлаждения: за турбиной выхлопные газы идут по-прежнему быстро, но тогда они более холодные. Кроме того, затрачиваемая на сжатие воздуха дармовая энергия повышает КПД двигателя. И возможность снять с меньшего рабочего объема большую мощность означает меньшие потери на трение, меньший вес двигателя (и машины в целом). Все это делает автомобили с турбонаддувом более экономичными по сравнению с их атмосферными собратьями одинаковой мощности. Казалось бы, вот оно - счастье. Однако ж нет, потому что не все так просто: проблемы только начались.
  Во-первых, скорость вращения турбины может достигать 200 тыс.об/мин, во-вторых, температура раскаленных газов достигает - только представьте! - 1000°C! А что это значит? А то, что нужно сделать турбонаддув, который сможет выдержать такие нагрузки длительное время, достаточно дорого и непросто.
  Но такие сложности и дороговизна конструкции - не единственные недостатки. Дело в том, что эффективность работы турбины весьма зависит от оборотов двигателя. При малых оборотах выхлопных газов немного, ротор раскручивается слабо, а компрессор почти не задувает в цилиндры дополнительно воздуха. Поэтому  до трех тысяч оборотов в минуту мотор совсем не тянет, и только потом - при четырех-пяти тысячах - «выстреливает». Это называется турбоямой. Причем чем больше турбина, тем она дольше будет раскручиваться. Поэтому двигатели с очень высокой удельной мощностью и турбинами высокого давления, как правило, страдают турбоямами. А вот в турбинах, создающих низкое давление, провалов тяги почти нет, но и мощность они поднимают не слишком сильно.
  Избавиться турбоям помогает схема с последовательным наддувом, когда на малых оборотах двигателя работает небольшой малоинерционный турбокомпрессор, увеличивая тягу на «низах», а второй, который больше него, включается на высоких оборотах с ростом давления на выпуске.
  Заставить турбокомпрессор работать эффективнее во всем диапазоне оборотов можно еще, изменяя так называемую геометрию рабочей части. В зависимости от оборотов внутри «улитки» вращаются специальные лопатки - и варьируется форма сопла. В результате получается «супертурбина», кторая хорошо работает во всем диапазоне оборотов. Идеи эти витали в воздухе не один десяток лет, но реализовать их удалось относительно недавно. Причем сначала турбины с изменяемой геометрией появились на дизельных двигателях, ведь температура газов там значительно меньше. А из бензиновых автомобилей первым примерил такую турбину Porsche 911 Turbo.
  Конструкцию турбомоторов довели до ума уже давно, а в последнее время их популярность резко возросла. Поскольку турбокомпрессоры оказались перспективными не только в форсировании двигателей, но и с точки зрения повышения экономичности и чистоты выброса газов. Особенно актуально это для дизельных двигателей. Подавляющее большинство дизельных двигателей автомобиль имеет приставку «турбо». Ну а установка турбины на бензиновые двигатели позволяет превратить обычный с виду автомобиль в настоящую зажигалку. Да, на ту самую, что с маленьким, едва заметным шильдиком «turbo».

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Стол: Секреты трансформаций


  Общежития, малосемейки и даже однокомнатные или двухкомнатные квартиры со скромными квадратными метрами требуют особого подхода в вопросе интерьера. Сохранить свободное пространство в помещении поможет многофункциональная мебель. Ее прототипом был всем известный стол-книжка. Собственно, мы и расскажем о столах, которые легко превращаются из малогабаритного журнального столика в большой гостиный стол или на парту, или на компьютерный столик для ребенка, или даже на бильярдный стол для папы.

  Скрытые возможности
  Сегодня новым направлением мебельного искусства можно считать столы-трансформеры. их главное отличие - универсальность. Дизайнеры умудряются разрабатывать такие проекты мебели, которые служат и журнальным столиком , и большим обеденным столом, который легко становится еще и удобным рабочим местом (в зависимости от ситуации).
  По форме столы-трансформеры бывают разными: квадратными, круглыми, овальными и прямоугольными. В наши дни форму мебели подбирают согласно выбранному стилю комнаты. Например, дизайн в стиле авангард требует квадратных столов, винтажный предусматривает круглые формы, люфт и минимализм требуют малых размеров. Традиционно для изготовления столов-трансформеров используют натуральное дерево или МДФ (продукт древесного происхождения - прессованная древесноволокнистая плита средней плотности). Однако такой же популярностью пользуются и полимеры, стекло и металл. Все зависит от общей концепции интерьера в комнате.
  Впрочем, покупая трансформер, нужно знать, что различные механизмы трансформации придуманы для различных помещений. Всего их всего три. Если при трансформации изменяется форма и площадь столешницы, а ножки остаются в том же виде, этот вариант удобен для кухни. На составленном столе и готовить можно, и позавтракать двоем-троем, а если нужно будет посадить больше людей - без проблем. Когда при трансформации не меняется столешница, а только высота ножек - это вариант удобный для гостиной. Из журнального столика можно за пару минут сделать обеденный. Если трансформируется высота ножек и габариты столешницы - тоже неплохой вариант для гостиной-столовой. Впрочем, он прекрасно подойдет и для детской комнаты, ведь такой стол «растет» вместе с ребенком.
  На сегодняшний день многие мебельные салоны предлагают клиентам широкий выбор столов различных форм, размеров и типов. По желанию покупателя товар может раскладываться как угодно и выполнять различные функции. Если говорить о готовой продукции, представленной в специализированных магазинах, то потребителям придется выбирать между немецкими, австрийскими, итальянскими и китайскими трансформерами. Стоимость столов европейского производства весьма высокая, поскольку они относятся к классу люкс, а при их изготовлении используются наиболее ценные и дорогие материалы и породы деревьев. В свою очередь столы-трансформеры китайского производства рассчитаны на эконом-класс и имеют удачное сочетание цена-качество.

  Конструктивные решения
  Стационарные модели, как правило, регулярно используются по прямому назначению в собранном виде. В случае прихода гостей количество посадочных мест можно увеличить за счет трансформации столешницы.
  Компактные складные столы занимают очень мало места, но пользоваться ими в собранном виде невозможно. Самая популярная модель - раскладной стол-книжка. Большинство времени он скромно стоит у стены, опустив «крылья» , и «расправляет» их только тогда, когда приходят гости.
  Сборно-разборные столы также покупают не на каждый день. Модели разбираются на отдельные элементы-ножки и столешницу, или составляются по аналогии с креслами в театре. после этого их отправляют в техническое помещение до очередного визита гостей. Аналогичные столы покупают для сада или летней веранды, когда нужно регулярно заносить мебель в помещение и компактно их хранить. В последнее время большой спрос наблюдается на столы, которые легко трансформируются для игры в теннис, бильярд и воздушный хоккей. К тому же, такой стол может превратиться и в традиционный - обеденный, чтобы игроки могли перекусить после изнурительных
соревнований.

  Для детской комнаты
  Небольшой стол-трансформер - неплохое решение и для детской комнаты. В первую очередь, он экономит пространство для игр (в сложенном виде), а если его разложить, создает большой полигон для рисования, настольных игр и т.д.. Важной функцией является регулирование высоты - благодаря этому стол «растет» вместе с ребенком, который станет залогом его хорошей осанки. В «раскрытом» виде такой стол подойдет и для детских праздников. В сложенном состоянии (высота менее 30 см) его можно компактно «спрятать».
  Впрочем, родители должны понимать: чтобы детская мебель была долговечной, она должна быть качественной. У такого стола должна быть плавная и удобная система регулировки высоты. для трансформации должны использоваться специальные инновационные механизмы с полимерными подшипниками, пневмомеханизмами, рассчитанными на многолетнюю ежедневную эксплуатацию.

  Несколько слов о ценах
  В мебельных магазинах столицы достаточно широкий ассортимент мебельных трансформеров. Это продиктовано, в первую очередь, модой на многофункциональные вещи, которые, к тому же, занимают мало места. Потребителю не стоит рассчитывать на дешевую покупку. Меньше стоит традиционная тумба-книжка (в пределах 400-500 грн). Цена на стол от украинского производителя более современного дизайна и с более широкими возможностями применения стартует с 1,2 тыс.грн. Впрочем, можно найти и дешевый вариант. Однако в таком случае производителю придется экономить на материалах, в том числе на фурнитуре, которая отнюдь не продлит срок эксплуатации хозяина кухни или гостиной. Чем лучшие комплектующие, в основном они импортируются из Германии, Австрии, Италии или Литвы, тем дороже стол. Хотя трансформеры от отечественных производителей стоят не более 5 тыс.грн. Тогда как с такой цифры начинается цена на европейские трансформеры. Если говорить о развлекательных игровых столах - трансформеры, которые сочетают в себе несколько настольных игр (аэрохоккей, теннис, бильярд и т.п.), то их цена зависит от количества предлагаемых игр, размеров стола и его возможности превращаться в обычный обеденный стол или механизмов сборки. Ценовой диапазон на эту продукцию впечатляет - от 3,2 тыс. до 23 тыс.грн.

  Позиция эксперта
  Дизайнер Ирина Татарникова:
  "Как понять, нужен ли в квартире стол-трансформер? Если на кухне или в комнате нет дефицита простора, то лучше поставить полноценный стационарный стол. Раскладные столы используют только из-за недостатка места. Из моделей трансформеров, как для меня, более удачными являются столы с раздвижными или поворотными в горизонтальной плоскости столешницами.
  Прежде чем идти в магазин покупать мебель, нужно четко знать размеры предмета, который планируете покупать. Но чтоб стол "раскрылся" в конкретном помещении, должно быть достаточно места. Также следует учесть количество людей, которых предполагается рассадить за этим столом.
  Кроме того, я не советовала бы выбирать мебель по каталогу или в интернет-магазине. За столом важно посадить, особенно людей высокого роста. Часто фактичная высота столешницы не соответствует заявленной. Неудобная "балка под столешницей (так называемая царга) есть у большинства моделей классического стиля. Именно она мешает свободно сидеть, например, перекинув ногу на ногу. Выбирая трансформер, стоит обратить внимание на механизмы, от долговечности которых зависит и срок эксплуатации изделия. Они должны быть крепкими, надежными, изготовленными из высококачественных материалов. Ничто и нигде не должно "болтаться" или не плотно прилегать. Столешница в сложенном и разложенном виде не должна иметь на стыках ни одной щели".