Конечно, не все наши водители готовят автомобиль к зиме заранее. Для тех, кто еще не позаботился в этом аспекте о машине, и предназначены данные рекомендации. Их можно выполнить или самостоятельно, или обратившись в автосервис. Но в последнем случае надо объяснить мастеру, что именно следует сделать с вашим авто и проследить за тем, чтобы все было сделано как нужно.
Шины
Для зимы предназначены шины с маркировками M + S ( Mud + Snow - «Грязь + Снег» ), Winter («Зима») или W. Лучше выбрать шины уже, чем те, на которых вы ездите летом (конечно, в пределах допустимого для вашей машины размерного диапазона). Протектор должен продавливать снежно-грязевую кашу до твердого покрытия, а узкие шины как раз и справляются с этим лучше всего.
Шипованные шины на льду и на снегу держат авто лучше, однако для не очень снежной зимы в городе лучше подойдет не шипованная резина. Дело в том, что на чистом ото льда и снега асфальте при торможении на шипах возрастает вероятность заноса и увеличения тормозного пути. А вот для тех мест, где зима проявляет себя круче - с гололедицей и обильными осадками, водителям стоит предпочесть шипованную «обувку».
Двигатель
Главная проблема зимой - запуск холодного двигателя. Чаще всего она касается карбюраторных моторов, но в сильный мороз с ней может столкнуться и владелец автомобиля с инжекторным двигателем. Причины известны - масло густеет, уменьшается емкость аккумулятора и плохое испарение бензина.
Для быстрого запуска двигателя обычно у нас используют автономный подогреватель на жидком топливе - бензине или солярке. В зависимости от того, на чем работает двигатель вашего автомобиля.
Время разогрева - не более 15 мин, при этом расходуется всего 200 г топлива. Такие подогреватели (кроме таймера) могут комплектоваться устройством дистанционного управления. Польза от систем подогрева состоит еще и в том, что при их применении увеличивается ресурс двигателя.
Масло
Замену масла преимущественно делают в привязке к пробегу машины, а не к сезону. Но, так как масло меняют в среднем раз в полгода, почему бы не сделать это перед наступлением зимы?
Подавляющее большинство моторных масел - в той или иной степени - всесезонные.
Считается, что заливать надо масло, предложенное производителем в инструкции по эксплуатации автомобиля. Но зимы бывают разные. И совсем не понятно, предполагал ли производитель, что его автомобиль будет эксплуатироваться в условиях «разной» зимы. Если же вы решили отклониться от инструкции, то при выборе масла можно пользоваться нехитрым правилом определения по его температурной пригодности - для подстраховки.
Назовем его «правилом 35». В маркировку моторного масла должно входить обозначение класса его вязкости по шкале SAE (например, 15W-40). Это означает, что данное масло по вязкости при минусовых температурах удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зимним маслам класса 15W, а при плюсовых - к летним маслам класса 40. Запомните число 35, если от него отнять «зимний» индекс класса вязкости (в нашем случае - это 15), то получится величина, названная предельной температурой прокачки. То есть речь идет о температуре, при которой масло еще сохраняет текучесть. 35-15 = 20. Это означает, что маслом 15W-40 можно пользоваться при температуре до -20°C. Следовательно, чем меньше « зимний» индекс класса вязкости, тем «холоднее» масло. 10W - до -25°C ; 5W - до -30°C. Это и есть простое и полезное «правило 35».
Аккумулятор
Если аккумулятор сравнительно новый (до трех-четырех лет), то перед наступлением зимы достаточно вымыть его снаружи, очистить клеммы и полностью зарядить: если автомобиль постоянно эксплуатировался в городе, то заряд батареи наверняка далек от номинального.
Если же аккумулятор старый - и до номинальной емкости не заряжается, то меняйте его без колебаний, иначе зимой он вас подведет: емкость сильно падает с понижением температуры. А тут еще и повышенное энергопотребление - нагреватель, подогрев сидений, свет, дворники, обогреватель стекла...
Часто при покупке новой батареи стараются выбрать ее с большей емкостью, лишь бы она только вошла на отведенное для нее место. Но емкость - не главное. Куда важнее стартерный ток, который обеспечивает батарея. Ведь даже у аккумулятора с большой емкостью этот показатель (из-за большого собственного сопротивления) может быть ниже, чем у аккумулятора с меньшей емкостью.
Помимо того, для батареи с большей емкостью требуется большие токи для подзарядки, которые генератор вашего автомобиля может не обеспечить, поэтому батарея в процессе эксплуатации будет разряжаться чаще, что, конечно, негативно скажется на сроке ее службы.
Система зажигания
Обычно свечи меняют после пробега 15-20 тыс. км, то есть раз в полтора года (речь не идет о сверхсовременных, выдерживающих 100 тыс. км и более). Однако не надо экономить на свечах, прокаливая, чистя и регулируя зазоры. Меняйте их хотя бы раз в год - это недорого. И ставьте новые именно перед наступлением зимы.
Топливная система
Нередко она является причиной неудовлетворительной работы двигателя в зимнее время. Прежде всего из-за водяного конденсата, который накапливается в топливном баке.
Если в баке есть сливная пробка, то воду можно просто слить, если же нет, то воду следует «нейтрализовать», применив так называемые вытеснители влаги, которые заливают в топливный бак и постепенно они очищают систему питания.
Не лишним будет поставить новый фильтр тонкой очистки топлива, вычистить карбюратор, а если двигатель имеет систему впрыска, то надо проверить чистоту инжекторов.
Владельцам дизельных иномарок, особенно если машина ранее эксплуатировалась в стране с мягким климатом, стоит позаботиться об оснащении топливной системы специальными устройствами подогрева. Оно осуществляется элементами, которые питаются от штатного аккумулятора.
Практика показывает, что завести дизельный мотор при температуре -20°С бывает крайне трудно, так как топливо теряет текучесть (насколько «зимней» является солярка, которая у нас продается зимой, можно только догадываться).
Кузов
Зима - не лучший сезон для автомобиля, в том числе при поездках по улицам, обильно усыпанных солью. Поэтому антикоррозийная обработка кузова желательна, если, конечно, авто не вышло только что из ворот завода.
Кроме того, зима - испытание и для лакокрасочного покрытия кузова. Резкие перепады температур, снег вперемешку с солью и ледяная корка - все это приводит к появлению микротрещин на слое краски.
Поверхность кузова можно защитить препаратами, содержащими специальный состав, пригодный для использования при низких температурах.
Стекло
Обзорность - это не только комфорт, но и безопасность. Поэтому вряд ли стоит напоминать о том, что стеклоочистители, обдуватели и обогреватели стекол должны быть исправными. Щетки, которые оставляют на стекле матовые полосы, выбрасывайте.
Далее непосредственно о стекле. Их обзор лучше доверить специалисту, но и личный контроль не помешает. Ведь даже небольшой скол на лобовом стекле в первый же мороз после осеннего дождя превратится в значительную трещину. Существующие технологии ремонта позволяют устранять такой дефект без снятия стекла. Это проще и дешевле, чем его замена.
Еще одна «зимняя» проблема - запотевание стекол. При исправной системе вентиляции она возникает редко, но... Помогает применение специальных жидкостей, которые достаточно наносить на стекло раз в неделю.
Расходные материалы
Тщательно выбирайте незамерзающие омыватели стекол. В сельской местности при температуре -20°С - под колесами сухой и чистый снег, а в городе даже в сильный мороз - грязная жирная жижа, которую щетки «охотно» размазывают по стеклу, превращая в непрозрачную белесую пленку. Поэтому запас жидкости в бачке омывателя - непременное условие безопасной езды. Но, покупая жидкость с температурой замерзания -20°С, не разбавляйте ее, даже если на улице -10 °С. Практика показывает, что при движении авто даже в 10-градусный мороз жидкости застывают при температуре замерзания -40°С, если лобовое стекло не обогревать.
Незамерзающие жидкости для омывателя, как правило, содержат добавки, которые эффективно удаляют грязь и очищают стекло. Некоторые из них, правда, слишком вспениваются, но и они намного лучше, чем дешевая водка, которую иногда водители заливают в бачок. От нее в салоне лишь «боевой» запах, а стекло она чистит плохо.
Кстати. Каждый запуск остывшего двигателя при температуре -20°С эквивалентно пробегу в 800 км. Согласно последним данным, двигатель достигает рабочей температуры быстрее, а его износ будет меньше, если при запуске не стоять на месте, а начать движение, избегая, конечно, лишней нагрузки на двигатель.